Таможня

Светлое будущее российской таможни

25 октября 1991 года был подписан Указ Президента РСФСР о создании Государственного таможенного комитета РСФСР. Сегодня российская таможня отмечает 26-летие, а сотрудники и должностные лица – День таможенника. ПРОВЭД в этот день решил не оглядываться на прошедшие годы, а посмотреть вперед, в будущее. И спросил у предпринимателей, какой российская таможня будет или должна быть через несколько лет.


Руслан Кисс, совладелец компаний MADARI sarl и «РусАгро»:

«Рассуждать о таможне буд­ущего или будущей таможне не так уж и сложно хотя бы потому, что очень даже понятно, чего хочется и как хочется, чтобы было.

Если уж откровенно говорить, то в будущем таможню вообще не хотелось бы видеть. И это совсем не означает, что таможни быть не должно или она не нужна. Нужна и должна быть, просто работа таможни должна быть видна только в цифрах, отчетах и статистике.

Я вижу таможню будущего, построенную на принципе "Три «К»": Качество, Компетенция, Коммуникация, на условиях равноудаленности и равнодоступности участников ВЭД.

Эти «Три "К"» в первую очередь должны решать основные задачи:

Улучшение качества таможенного администрирования и контроля. Повышение качества представляемой участниками ВЭД информации в таможенные органы, что позволит таможенным органам максимально расширить горизонты таможенного контроля без временной и финансовой нагрузки на участника ВЭД. Так сказать, переориентировать таможенный контроль «от шлагбаума» и из перпендикулярного сделать его параллельным с этапами цепи поставки, тем более что объединение баз данных ФТС и ФНС не только этому способствуют, а даже обязывают.

Повышение компетенции должностных лиц, да и участников ВЭД (минимизация ошибок, лазеек для злоупотреблений, возможностей нарушения таможенных правил) в интересах улучшения качества таможенного администрирования и таможенного контроля, упрощение процедур, снижение барьеров. Создание и внедрение новых технологических и логистических систем.

В коммуникации − развитие технологий администрирования и контроля, внедрение инновационных средств и технологий с целью минимизации участия в процедурах человека, автоматизация процедур».

 

hitech 3

Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход», возлагает надежды на технологию блокчейн, на которую рано или поздно перейдут логисты и таможня:

«Технология блокчейн, как известно, является эффективным и надежным способом обмена информацией между сторонами. Она основана на неизменяемом цифровом регистре операций, который размещен по распределенной сети компьютеров. Преимуществом блокчейна является защищенная от несанкционированного доступа архитектура и абсолютная прозрачность. Это и делают блокчейн идеальным инструментом для инновационного подхода в управлении логистическими цепочками.

Таможенные истории. Богатство таможни не в пошлинах, а в людяхЛогистические цепи зачастую охватывают многочисленные этапы и десятки географических мест. Очевидно, что из-за этого как таможенникам, так и коммерсантам, трудно отслеживать события во всей цепочке, проверять транспортируемые товары и быстро принимать адекватные решения. Кроме того, из-за отсутствия прозрачности, таможенные органы проводят излишние проверки, например, страны происхождения или таможенной стоимости товаров, подозревая, что в любом месте маршрута может произойти подмена документов. Блокчейн обладает огромным потенциалом для решения всех вышеозвученных вопросов.

Будучи прозрачным публичным регистром, он может предоставлять клиентам и государственным контрольным органам (в том числе таможне) простые и эффективные инструменты для отслеживания всего маршрута. Покупатель может достоверно оценивать риски порчи товара на том или ином участке маршрута. Таможенные органы смогут однозначно проверить страну происхождения товаров, соответствие заявленных товаров исходным. Ветеринары и фитосанитары смогут определить конкретную ферму или плантацию, откуда произошел товар. Очевидно, что во внедрении технологии блокчейн заинтересованы в первую очередь законопослушные и прозрачные участники мировой торговли, которые будут требовать того же от своих контрагентов.

Это позволит сместить акценты таможенного и иных видов контроля с этих игроков на менее прозрачных. Да и отжившие свой век сертификаты происхождения и прочие документы уйдут в прошлое. Интересно, что Maersk, датский судоходный гигант, в сотрудничестве с IBM в настоящее время изучает собственную уникальную реализацию технологии блокчейн, основанной на структуре Hyperledger Fabric, которая позволит отслеживать миллионы трэков контейнеров в год и лучшую интеграцию с таможенными органами».

hitech 2

 

Олег Казеннов, эксперт в области таможенного дела:

«Рассуждать о таможне, какой мы ее хотим видеть в идеале, неинтересно, так как это будет лишь набор наших «хотелок». А вот попробовать угадать развитие тенденций на короткий срок − гораздо более предметное дело. Итак, представим таможню будущего, а именно 25 октября 2022 года.

Первое, и тут не поспоришь − вся таможня будет пьяна 25 октября. Ведь это ее профессиональный праздник, и уж мы можем угадать состояние таможни в эту дату.

А если серьезно, то я вижу следующие глобальные изменения в таможне через 5 лет в 10 пунктах:

  1. Полный уход от форм бумажного контроля, даже на границе. Сейчас все хвалят новый Кодекс, дескать, устанавливается приоритет электронного декларирования. Но знающие люди лишь улыбаются, понимая, что уже сейчас почти все декларирование − в электронном виде. Мы оставим за скобками представление отдельных документов на бумаге, очевидно, что через 5 лет этого не будет. Но хотелось бы верить, что и на границе водители и физические лица не будут заполнять ТД-6 и ТПО от руки. Будет возможность это сделать на планшете, при этом выбрав родной для тебя язык (не все владеют английским или русским). Будет наконец-то реализована СМЭВ, и информация всех контролирующих ведомств на границе будет работать на «облачных» технологиях.
  2. Не ждите блокчейна в таможенном оформлении через 5 лет. Эта модная технология до таможни доберется не раньше чем через 7 - 10 лет. Зато, скорее всего, процесс подачи ГТД будет возможен уже и через приложение на телефоне/планшете (надеюсь, что заполнение граф будет существенно упрощено).
  3. Значительная доля оформления будет переведена в ЦЭДы. Но это не значит, что СВХ умрут - останутся наиболее крупные СВХ, с хорошим инструментарием для физического контроля грузов.
  4. Региональные таможенные управления утратят свои функции. Но так как система государственного управления пока подразумевает наличие региональных ветвей власти, то говорить, что от них избавятся, нельзя. Скорее всего их функции будут переданы какой-то главной таможне региона. Например − Санкт-Петербургская таможня (с правами управления таможнями Северо-Западного региона).
  5. Будет продолжена политика категорирования участников ВЭД (и это правильно). При этом все поставки учВЭДов из «зеленого сектора», а также уполномоченные экономические операторы будут выпускаться системой автоматически, но с правом выборочного досмотра случайно выбранной ДТ. Да-да, автоматический выпуск всех поставок отдельными УчВЭДами, и импортных, и тех из них, что «ниже риска».
  6. Мы будем наблюдать приличные изменения и в самой структуре ВЭД − доля таможенных представителей будет уменьшаться при одновременном увеличении самостоятельной подачи ГТД учВЭДами. В условиях упрощения процесса посредники будут не нужны. В то же время будут более востребованы сервисы полного аутсорса ВЭД − людям не нужен будет просто таможенный брокер. Им нужен будет участник, который сделает все: привезет, получит разрешительные документы, растаможит и доставит до склада.
  7. ФТС наконец-то сможет наладить информационное взаимодействие с основными торговыми партнерами в части таможенной стоимости. Инспектор будет в онлайне видеть связанную с номером контейнера (машины) экспортную ГТД и таможенной стоимостью. Канет в лету за ненадобностью вся вот эта макулатура − ВБК, прайс-лист, постановка на баланс и прочее.
  8. В центральном аппарате ФТС появится Управление с элементами искусственного интеллекта (на базе нынешнего Аналитического). При этом оно будет анализировать не только уровень таможенной стоимости и издавать новые «риски». Будет программный продукт, который в удобном формате даст возможность проследить всю цепь поставки − от границы до выпуска внутри страны, с результатами контроля всех ведомств. Множество параметров (не только УТС) в этом программном средстве будут выявлять поставку как рисковую. В тандеме с таможней Федеральная налоговая служба будет видеть информацию об уплаченных таможенных платежах и автоматически выявлять правильность уплаты внутренних налогов.
  9. Устранение дисбаланса в ставках таможенных пошлин − большинство из них будут очень близки к одной величине (7,5 - 10%). В связи с этим будет упрощена ТНВЭД, с устранением излишней детализации по кодам ТН ВЭД.
  10. Государство задумается об идее объединения в одну службу всех ведомств, осуществляющих контроль на границе. Если частично этот процесс уже реализован сейчас в части выполнения таможней функций фитосанитарного и карантинного контроля, то в будущем я имею в виду возможное объединение с пограничной службой. Через 5 лет это будет лишь идеей. На примере США − U.S. Customs and Border Protection. С автоматизацией процессов таможенного оформления фискальная функция таможни будет постепенно вытесняться правоохранительной – таможня, будет прежде, всего предотвращать импорт некачественных товаров и запрещенных веществ. Тандем с ФСБ для этих целей − очевидный выход.

Иллюстрации: Екатерина Быркова

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...