Экономика

«Евродон» «отыгрывает» акции и выходит на прежние мощности

Компания «Евродон», крупнейший в стране производитель индейки, преодолела кризис, связанный со вспышкой птичьего гриппа. Для этого предприятию пришлось перекредитоваться, а его владельцу Вадиму Ванееву использовать свои акции как залог.

 


Потери заставили ужесточить меры безопасности

По словам исполнительного директора ООО «Евродон» Александра Сохинова, компания тратит ежегодно на биобезопасность около 300 миллионов рублей. На дезинфицирующие средства, спецодежду, спецтранспорт, очистку территории. Последнему стали уделять особое внимание: чистят не только территорию производственных площадок, но и за забором. Сотрудники создают своеобразную карантинную зону, не менее 50 метров, чтобы перекрыть доступ грызунам и дикой птице.

– Нельзя считать, что до вспышки этого не делалось, но заболевание передается не только через одежду, на ногах, но и воздушно-капельным путем, поэтому наша задача как можно дальше отодвинуть рискованную зону. Мы пересмотрели и меры безопасности: сменили систему охраны, поменяли руководящий состав службы безопасности, многих специалистов, – рассказывает Александр Сохинов.

После вспышки птичьего гриппа тщательно обрабатывались все помещения: снимался слой земли в 10-15 сантиметров и хлорировался, вымывались корпуса, разбиралось и дезинфицировалось оборудование. Причем, вспышка произошла на одном из 25-ти птичников, а вычищали все. Усиление мер биобезопасности отразилось и на сотрудниках, которым, к примеру, нельзя держать домашнюю птицу, даже попугаев.

– Мы решили добиться не бездумного выполнения работниками своих обязанностей, а понимания всех процессов. Например, многие ванночку для дезинфекции ног просто переступали. Мы рассказывали им, на что это может повлиять: один грамм инфицированного помета может погубить миллионы голов индейки, – говорит исполнительный директор.

На предприятии и раньше строго соблюдались санитарные требования, но столь жесткие ввели после того, как компания из-за птичьего гриппа за полгода потеряла 2,6 миллиарда рублей и рынки сбыта. Глава холдинга Вадим Ванеев считает это диверсией – сотрудники, к примеру, находили неподалеку от птичников чужую павшую птицу, явно промышленную, а не домашнюю. Это при том, что рядом с площадками на расстоянии до трех километров нет не то что птицефабрик, а даже поселков.

– Последние пять лет я не занимаюсь бизнесом, а защищаю его. Но для нас это уже история, мы прошли круги ада и стали в тысячу раз сильней, – закрывает тему Вадим Ванеев.

 

 

Контроль над компанией

Чтобы спасти предприятие, вывести его из кризисной ситуации, связанной со вспышкой птичьего гриппа, собственнику пришлось отдать под залог Внешэкономбанку свои акции и построенные производственные помещения. Сейчас у Вадима Ванеева в «Евродоне» осталось 11% акций (в других компаниях – 26%), 15% принадлежит Валерию Гергиеву, остальное – ВЭБу. Если погашение задолженности перед банком будет идти по графику, то Вадим Ванеев сможет не только вернуть залоговые акции компании, но и выкупить акции ВЭБа по номинальной стоимости. Глава компании уверен, что все долги банку будут возвращены в течение двух лет.

– Схема реструктуризации подразумевает от банка увеличение доли в капитале и создание мониторинговой комиссии на предприятии, которая будет контролировать все сферы деятельности: ветеринарию, финансы, безопасность, юриспруденцию. Тем не менее, основной контроль остается за инициатором проекта. При соблюдении условий погашения кредита у Ванеева есть возможность вернуть себе доли обратно, – подтвердил управляющий директор дирекции проектов ВЭБ Сергей Савельев.

Evrodon 2017 0Птичий грипп унес 2,6 миллиарда рублей и миллионы голов индеекОн также сообщил, что ситуация на предприятии нормализуется, и к концу года ожидается выход на стопроцентную мощность. С ноября в «Евродоне» планируют выйти на 400, затем на 500 тонн в сутки, а с декабря производство индейки будет составлять 12 тысяч тонн в месяц.

– Мы спокойно можем производить 150 тысяч тонн в год и даже больше. Старый завод, с которого все начиналось, если реконструировать, то на нем можно произвести 120 тысяч тонн мяса. В общей сложности мы можем производить 270 тысяч тонн индейки, – сказал Вадим Ванеев.

Он также рассказал, что сегодня на складах предприятия лежит три тысячи тонн продукции. Она скопилась за те пять месяцев, когда из-за вспышки птичьего гриппа «Евродона» не было на рынке, и нишу заняли другие производители. К тому же недобросовестные конкуренты демпингуют цены. Однако при этом российский рынок индейки, по мнению Вадима Ванеева, не растет, он для этого слишком узкий.

– Недостаточно настроить объектов, чтобы рынок вырос. Вполне может случиться то же, что на рынке курицы, где все «бодаются». Представьте, что было бы, если бы мы всю массу своего мяса единовременно вывалили бы на рынок? Мы могли сбить все цены, с поддержкой госбанка. Сейчас это пытаются сделать другие, мы пока наблюдаем. Но если через две-три недели ситуация не изменится, будем принимать решение.

 

 

Масштабность, а не гигантомания

Компания ГК «Евродон» – это агрокомплекс по производству индейки (ООО «Евродон» и ООО «Евродон-Юг») и утки (ООО «Донстар») Она создается с 2003 года по кластерному принципу. Сегодня его общая площадь составляет более 2000 гектаров, во всех подразделениях работает около 7 тысяч человек и будут набираться еще 500, средняя зарплата по компании — 24 тысячи рублей.

В производстве индейки задействовано 25 площадок для выращивания, инкубатор, комбикормовый завод, мясоперерабатывающий комбинат.

Руководство компании объясняет, что масштабы предприятия – это не стремление к гигантомании, а необходимость за счет объемов покрыть затраты по кредиту. К тому же подведение коммуникаций стоит дорого: вести к одной большой площадке выгоднее, чем к нескольким малым. Из-за внушительных размеров пришлось менять стандарты и создавать собственные ноу-хау.

– Везде корпуса не превышают 100 метров, у нас – 200, – рассказывает директор Александр Сохинов. – Ванеев такие увидел в Канаде, но там они состоят из трех маленьких и разделены глухой стеной. А значит, нужно 3 комплекта оборудования – это накладно. И нам пришлось включать мозги, чтобы создать такую систему вентиляции, которая давала бы на всех 200 метрах равномерный воздухообмен, и птице было одинаково комфортно во всех зонах.

Самая затратная часть бизнеса – корма, они составляют 70% себестоимости. У компании в собственности два завода по их производству, строится третий. Предприятие полностью обеспечивает кормами свои потребности как по индейке, так и по утке, а также поставляет корма сельхозпроизводителям региона. С начала года произведено уже более 150 тысяч тонн кормов, к концу рассчитывают выйти на 200 тысяч тонн.

– На втором месте по затратности – зарплата. Мы создали систему мотивации, которая вынуждает сотрудника улучшать производственные показатели, например, экономя корма, – из-за этого увеличивается фонд оплаты труда, – продолжает Александр Сохинов. – Следом идут траты на услуги ЖКХ, ветпрепараты.

Ванеев еще на стадии строительства старался снизить затраты, для чего открывал собственные производства. Так появился небольшой завод металлоконструкций, изготавливающий сэндвич-панели. Даже с учетом его создания с нуля выходило дешевле, чем привозить из-за границы.

Проекты уже могли бы окупиться, однако непредвиденные препятствия – попытка рейдерского захвата, вспышка птичьего гриппа – отбросили предприятие назад. Сейчас оно возвращается на прежний уровень и готовится к новым проектам. Так, в Тверской области в следующем году намечается строительство комплексов по производству утки (40 тысяч тонн в год), индейки (150 тысяч тонн) и баранины (15 тысяч тонн), а также мясоперерабатывающего завода.

В Кашарском районе Ростовской области агрохолдинг планирует заняться производством баранины в промышленных масштабах, которое позволит восстановить поголовье стада всей России.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы