Экономика

Электронная ветсертификация – новое бремя для бизнеса

Россия продолжает переходить на электронный документооборот в экономике. Вслед за ЕГАИС, онлайн-кассами вводится ветеринарная сертификация. Она позволит проследить путь продукции от фермера до прилавка по всей территории страны. Но предприниматели и эксперты считают, что ее введение преждевременно, так как не все готовы к работе по новым правилам.

 


Кого коснется?

По мнению заместителя председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК Марины Петровой, при внедрении электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) могут возникнуть такие сложности, как сбои в ее работе, высокие затраты на внедрение, неготовность средних и малых производителей.

Ранее министр экономразвития Максим Орешкин сообщил, что введение ЭВС откладывается. Планировалось, что она будет введена 1 января 2018 года. На какой срок отложили, да и будет ли на самом деле вхождение отложено, пока непонятно. Поэтому уже сегодня в 23 регионах России идет оформление электронных сертификатов.

На ЭВС должны будут перейти все производители и продавцы продуктов: мясокомбинаты, молочные заводы, птицефабрики, фермы, оптовые базы, торговые сети и розничные магазины. В перечень продуктов внесены вся молочная продукция, консервы из мяса и мясных субпродуктов, рыба, макаронные изделия с мясной или рыбной начинкой, супы и бульоны, приправы, удобрения, пчелиный воск, масла и жиры для кормления животных и птиц, а также другие товары, содержащие продукцию животного происхождения. В дальнейшем перечень должен расшириться.

На первом этапе ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД) обязаны получать только производители сырья, например, молока. Далее от них по цепочке все участники будут отмечать прохождение сертифицированного продукта через все этапы, вплоть до конечной точки – продажи. Но оказалось, что есть неучтенные звенья.

– Есть еще одна категория конечных получателей – государственные муниципальные заказчики, – обратила внимание вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова. – Те, кто осуществляет поставки продуктов питания в детские сады, школы и больницы. Для многих из них это является откровением.

Не исключено, что с началом работы появятся новые участники. Например, предприятия общепита, пекарни, кулинарии при сетевых магазинах и прочее.

 

Как это должно работать?

Для начала необходимо зарегистрироваться в электронной системе, осуществляющей документооборот, – ФГИС «Меркурий». Для этого нужно обратиться с заявлением и получить доступ. Регистрацией занимается территориальное управление Россельхознадзора.

После этого все участники длительной цепочки должны будут подтвердить получение товара с ветеринарным сертификатом. То есть поставить электронную отметку, «погасить».

– Думаем, произойдет так: перевозчик, который собирает молоко у фермеров и в личных подсобных хозяйствах, скорее всего, привезет его с электронным сертификатом, и вы его погасите, – пояснил на встрече с предпринимателями начальник отдела ветконтроля и надзора Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия Владислав Шичанин. – Дальше молоко везется на перерабатывающее предприятие, потом в торговую сеть. И на всех этапах документ «гасится», вплоть до магазина, где он тоже «гасится». Чтобы не произошло сбоя, все участники должны быть зарегистрированы в системе.

 

Белые пятна системы

По словам замначальника ветконтроля и надзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Алексея Панкратова, регистрация в системе проходит от одного до двух дней. Бизнес, уже включившийся в работу системы, называет другие сроки. Представитель южного филиала торговой сети «Пятерочка» Наталья Шевченко сообщила, что магазинам сети приходится ждать регистрации от нескольких недель до нескольких месяцев.

Индивидуальный предприниматель Артем Синицын, который собирает молоко от бабушек и привозит на молочный комбинат, на встрече с представителями Россельхознадзора поинтересовался: «Если бабушка не внесена в эту систему, безопасность продукции никто не подтвердит?».

Чиновники Россельхознадзора на это заметили, что местная ветслужба должна проверять каждую корову, она же должна и вводить их владельцев в реестр. Замначальника Управления ветеринарии Ростовской области Виталий Носов посоветовал туда и обратиться: «Дворам нужно будет провести ветеринарное исследование. Но инициатива должна идти от вас».

– Выходит, тот, кто покупает у бабушек, должен заставить их зарегистрировать в ветслужбе своих коров. Получается, что власть это делает руками людей, – отметил коммерческий директор ГК «Млечный путь» Сергей Петренко.

Представители ветслужбы уверили, что никаких дополнительных затрат на вхождение в систему не потребуется, предприниматель сможет «гасить» даже со смартфона, но бизнес отреагировал на это со скепсисом.

– Рассказы по поводу смартфона – это только рассказы. Мой оператор, который будет погашать большой список наименований, в смартфоне этого не сделает. А если произойдет сбой в системе или выключат электричество и интернет не будет работать, у меня случится коллапс: скиснет молоко, а его – от 15 тонн в сутки. Чтобы этого не произошло, я сейчас должен подстраховаться, установить генераторы – вот вам затраты. Еще придется раскошелиться на обучение оператора, которого надо обучить «гасить». К тому же в случае непоставки сети, согласно договору, будут меня штрафовать на 12%, – рассказал Сергей Петренко.

Он также уверен, что количество бумаг при этом не уменьшится, а наоборот, вырастет. Раньше водителям, перевозящим продукты, выписывались только сопроводительные транспортные документы. Теперь, по его мнению, добавятся ветеринарные, которые будут дублировать электронные сертификаты на бумажном носителе. Но самая большая проблема, по его мнению, это доступ в интернет. Даже в столице в старых границах он доступен на 98%, в новых – на 60%, что говорить о дальних поселках, где даже почты нет.

 

Еще одна нагрузка на бизнес

Но больше всего предприниматели опасаются штрафов, которые последуют за негашение – 400 тысяч рублей. Как их будут выписывать, сразу или постепенно, тоже пока не до конца ясно.

– Разработчики что планируют сделать: как только накопится определенный процент непогашеных документов, информация будет передаваться в контролирующие органы, в том числе прокуратуру, о том, что на складе лежит продукция, которую следует проверить, – рассказал Виталий Носов.

Здесь включится бюрократическая машина: инспектор, даже если и будет сочувствовать проблемам предпринимателя, все равно будет обязан реагировать на нарушения. Получается, как ни глянь, крайним оказывается предприниматель. И потребитель, который не сможет купить нужный ему продукт после новогодних праздников, если с 1 января все-таки нововведение начнет действовать. Поэтому бизнес предлагает отсрочить введение новых правил, чтобы опробировать работу сначала в тестовом режиме.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы