Экономика

Эксперт о «ВИМ-Авиа»: «У нас убогий рынок перевозок»

В российском законодательстве – огромная дыра, которая позволяет перевозчикам безобразно вести себя по отношению к пассажирам, а бизнес при этом не дорожит своей репутацией. Эксперты комментируют ситуацию вокруг «ВИМ-Авиа».

 


Владимир Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО:

– Нет дубины закона, поэтому такой результат. Для меня в ситуации нет ничего удивительного. «ВИМ-Авиа» вообще медалист по всевозможным нарушениям. Они безобразно ведут себя на рынке. 

У «Трансаэро» была иная ситуация: компания взяла в лизинг непосильное количество воздушных судов. Для компании траты оказались непосильны. Лизингодатель требовал своевременных выплат, у «Трансаэро» это не получилось, что, кстати, можно было прогнозировать, глядя на характер их работы. 

«ВИМ-Авиа», как мне кажется, решила работать на международных рейсах, насмотревшись на большой поток пассажиров. Но чтобы осуществить своевременную отправку рейсов туда и обратно, нужно решить множество организационных вопросов. Должно быть определенное число судов, экипажей, топливо в достаточном количестве. Но «ВИМ-Авиа» не была к этому готова. Билеты продавали, хотя руководство компании прекрасно понимало – не обеспечили!

В нашем законодательстве огромная дыра, которая позволяет перевозчикам безобразно вести себя по отношению к пассажирам. Законодательно-запретительных мер вы не найдете. 

У нас вообще унылое законодательство в части защиты прав потребителей. В советское время законы были на стороне перевозчика. Таким мы и унаследовали законодательство в новом российском государстве. Забота, прежде всего, идет о компаниях, которые вроде как должны зарабатывать. Хотя на самом деле пассажир – главный финансист перевозок. Но Минтрансу это, похоже, и в голову не приходит. 

У нас убогий рынок перевозок. Мы – великая страна в географическом смысле. Но про величие отечественной гражданской авиации нам надо забыть.

 

Михаил Блинкин, директор Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

– Наше законодательство в области регулирования перевозок, в частности, регулирования перевозок в области гражданской авиации, достаточно совершенно. Но без формирования бизнес-репутации и бизнес-этики мы ничего не сможем сделать. 

Допустим, я – регулятор. Я как регулятор обязан проводить определенный контроль, предписанный законодательством. Должен предупреждать эксцессы, связанные со срывом перевозки пассажиров. Но никакой регулятор следить за тем, чтобы у определенного перевозчика хватало денег на авиационный керосин, не сможет! Не бывает такого.

Если владелец немаленькой компании, а у «ВИМ-Авиа» несколько десятков современных бортов, позволяет себе, сняв какие-то пенки с бизнеса, смотаться из страны, то никакой регулятор не поможет. Это должно ловиться на уровне уголовного преследования.

Человек не дорожит своей бизнес-репутацией. Это значит, что мы еще не доросли и не доучились до нормального экономического поведения. Нормальная бизнес-репутация еще не сложилась. 

Если вообразить себе ситуацию, когда владелец бизнеса ведет себя как угодно, а функции контроля и развития полностью переложены на регулятора, то ничего хорошего не выйдет. Регулятор тогда должен нанять бухгалтера, который будет следить за наличием оборотных средств у конкретного перевозчика.

Если мы даем бизнесу свободу, то мы должны понимать, что некоторые компании будут вести себя вот так – достаточно беспардонно по отношению к потребителю услуг.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы