Политика

Двусмысленная «Альтернатива для Германии»

Главной сенсацией прошедших 24 сентября выборов в Бундестаг стал успех праворадикальной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Она набрала 12,6% голосов и получила 94 места в немецком парламенте. Взлет политической силы, не скрывающей своей ксенофобии, стал шоком для многих немцев. Во многих городах уже прошли акции протеста, а газета Die Welt вышла под «веселым» заголовком: «Чем АдГ отличается от национал-социалистов?». Действительно, чем?

 


С точки зрения россиянина, привычного и не к такому, обвинения АдГ в фашизме кажутся надуманными. Во многом она будет левее и либеральнее того же Навального. Немецкие правые популисты выступают за «ограничение миграции», но не за полный изоляционизм, к реставрации дойчмарки, но не к разрыву с Евросоюзом, не одобряют однополые браки, но поддерживают однополые гражданские союзы. По меркам отечественной политологии АдГ – чуть ли не левые либералы, но в Германии, где мерки совсем другие, они – символ правой реакции.

 

Молчаливое меньшинство устало от умеренных

На выборах 2013 года АдГ не смогла преодолеть пятипроцентный барьер, на нынешних стала третьей по влиянию политической силой в стране – после умеренных консерваторов ХДС-ХСС и столь же умеренных социал-демократов. Откуда столько голосов? График ниже показывает, откуда.

 

index

Источник: http://www.t-online.de

 

Главное достижение АдГ – это мобилизация граждан, которые не голосовали – 1,2 миллиона человек; еще миллион избирателей перешел от христианских демократов; около 500 тысяч – от социал-демократов. Другая партия, выступающая против политического истеблишмента – Die Linke (Левые), – сохранила свою поддержку на уровне 9,2%.

– Мне не очень понятно, почему СМИ пишут о 400 тысяч избирателей Die Linke, поддержавших ультраправых, – говорит Алексей Маркин, левый политический активист из Гамбурга. – Это довольно-таки много, тем более что Левые в целом прибавили 0,6% относительно 2013 года. Видимо, сколько-то избирателей от них ушло, но еще больше пришло.

Интересно, что сохраняется определенный конфликт между землями бывшей ГДР и западной Германии. Старая граница определенно видна на картах голосования по партийным спискам. И Левые, и АдГ получили в Восточной Германии больше голосов, чем на Западе. Очевидно, на Востоке есть большой протестный потенциал, но вот кому удастся его направить – левым или правым – пока еще вопрос. Сейчас АдГ немного вышла вперед, но смогут ли они удержаться на завоеванных позициях?

 

Германией будет править «Ямайка»

Другая новость состоявшихся выборов – возвращение в бундестаг Свободной демократической партии (СвДП) с 10,7% голосов. Либералы, потерпевшие электоральную катастрофу в 2013-м, набрав лишь 4,8% голосов, вернулись к своей традиционной роли «маленькой гирьки», обеспечивающей перевес то одной, то другой партийной коалиции.

Социал-демократы, которых блок с консерваторами из ХДС лишь ослабил, заявили об уходе в оппозицию. Теперь с большой долей вероятности Германией будет править так называемая «Ямайка»: блок ХДС, СвДП и Зеленых. Сочетание их партийных цветов – черный, желтый, зеленый – напоминает ямайский флаг. Соглашение между очень разными партнерами потребует времени и взаимных уступок, но к России эти разногласия не имеют особого отношения – внешнеполитический курс Германии вряд ли претерпит изменения.

 

Между респектабельностью и изоляцией

Относительная неудача Ангелы Меркель и успех АдГ обрадовал прокремлевских экспертов. Некоторые российские издания уже написали о «леворадикальных погромах» и даже «восстании», уважительно называя АдГ «правой партией с отчетливой национальной повесткой». Такие оценки питаются слухами о ее пророссийской ориентации.

Подобные «авансы» не более обоснованны, чем отзвучавшие восторги по поводу победы Дональда Трампа на выборах в США. АдГ – партия евроскептиков и исламофобов, а не вовсе не русофилов. Она заинтересована в поддержке обширной аудитории русскоязычных немцев, нередко разделяющих правые взгляды. Именно на них были рассчитаны самые «забористые» лозунги праворадикалов, использовавших в своей агитации русскую пословицу «Незваный гость хуже татарина». Но кто может дать гарантию, что в один прекрасный момент «отчетливая национальная повестка» АдГ не разрастется до ненависти к славянам, составляющим солидную долю иммигрантов в Германии?

– Насколько АдГ правоэкстремистская партия, активно обсуждали еще в их первые выборы, – говорит Алексей Маркин. – Претензия к ним – не только расизм, то и дело проскальзывающий в высказываниях лидеров, но и их ориентация на «народ» как некий закрытый коллектив. Есть информация, что кто-то из их лидеров – правда, неясно, кто именно – называл Холокост «Schuldkult» – культом вины.

В АдГ есть очень разные люди, и многое зависит от того, кого конкретно приводить в пример. Это еще не стабильная партия. В ней часто происходят расколы и громкие уходы лидеров, тех, кто не согласен с жестким националистическим курсом и/или более ориентирован на экономику.

Самый свежий пример – лидер АдГ Фрауке Петри. Она вышла из фракции сразу после успеха на выборах, возмущенная агрессивными антиправительственными выпадами однопартийцев. Другой пример – один из основателей АдГ, профессор экономики Гамбургского университета и депутат Европарламента Берндт Лукке. До 2015 года он был лидером партии, но вышел, не приняв антиисламского уклона и примиренческого отношения партийцев к присоединению Крыма. Сам Лукке – евроскептик, выступающий за воссоздание дойчмарки и децентрализацию ЕС. Сегодня он призывает не демонизировать АдГ, продолжая критиковать ее за слишком правые взгляды.

Некоторые руководители АдГ хотели бы сделать ее рукопожатной частью политической элиты, но массы сторонников партии правее своих лидеров.

– На низовом уровне «АдГ» радикальнее, чем ее руководство, – отмечает Маркин. – Я бы обратил внимание на их агитацию, плакаты и ролики. Мне запомнился ролик АдГ из Гамбурга, где они показывают, как мало иностранцев выдворяют из страны. Особенно примечательно число беженцев, которые подлежат выдворению, – 1488 (известный закодированный лозунг неонацистов, означающий «Адольф Гитлер» – прим. ред.). Может быть, это совпадение, а может, и нет.

Депортация – больная тема, особенно для пробеженских движений. Людей до последнего высылали, например, в Афганистан, как в «безопасную» страну. Это временно прекратили делать после того, как талибы обстреляли немецкое консульство.

А вот ролик «Новые немцы? Сделаем сами». Здесь показаны основные плакаты против ислама. В основном используется тема «бурки», традиционной одежды мусульманок, которую АдГ хочет запретить. Некоторые постеры достаточно фривольны: «Бурки? Мы стоим за бикини!». Другие обыгрывают модные феминистские мотивы: «Свобода женщины (от исламской одежды – прим. ред.) не подлежит обсуждению». «Ислам? Не подходит к нашей кухне!» – гласит постер с розовым поросенком.

 

AfD Plakatmotive Wahlkampf Bund

Предвыборная агитация АдГ. Источник: www.welt.de 

 

Были и местные вариации, в которых разнообразно обыгрываются темы воспроизводства «биологических немцев». Одиозный в современной Германии лозунг «Kinder! Kuche! Kirche!» – «Дети! Кухня! Церковь!» – сменил слоган: «Kinder! Machen! Spaß!» – «Детки! Не останавливайтесь! Развлекайтесь!» – с изображением юной пары, занимающейся любовью. Однако суть обоих призывов близка – немцы, рожайте немцев.

 

AfD Plakatmotive Wahlkampf Bayern

Предвыборная агитация АдГ. Источник: www.welt.de 

 

– Мирные и не очень массовые протесты против АдГ, действительно, прошли в нескольких немецких городах, – говорит собеседник. – Люди вышли, чтобы показать свое возмущение. В Берлине протестующие стояли прямо напротив здания, где члены АдГ праздновали победу. Выглядело это как какой-то дурной сон или антиутопия. Веселые расисты празднуют, а внизу стоят протестующие, которых сдерживает полиция.

Прогнозы о том, к чему приведет появление фракции крайне правых в Бундестаге, еще рано. Очевидно, что АдГ станет «громче» и получит определенные административные ресурсы, но вряд ли ультраправым дадут развернуться. Меркель настроена резко против них. Зигмар Габриэль, председатель Социал-демократической партии и министр иностранных дел, заявил перед выборами, что если АдГ пройдут в парламент, то «впервые после Второй Мировой Войны в немецком Рейхстаге будут снова настоящие нацисты». Так что, скорее всего, АдГ ждет в Германии политическая блокада.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы