Таможня

«Выпала мера»: чего боятся участники ВЭД?

Пройти таможню без проблем и выпустить поскорее груз – это основная цель участников ВЭД и компаний, работающих в околотаможенной сфере. Но далеко не всегда реальность соответствует ожиданиям, и вместо желанного выпуска грузы идут на досмотры, взвешивания и прочие процедуры, от которых никто не застрахован, ведь мер минимизации рисков, которые могут выпасть при подаче декларации, целых 72 штуки, и более того, на одну декларацию могут сразу выпасть несколько из них.


Всевозможные меры контроля даже самому что ни на есть добросовестному участнику ВЭД обходятся в копеечку, поскольку несут для него лишние финансовые и временные издержки. ПРОВЭД узнал у сотрудника одного из таможенных представителей, работающих с Балтийской таможней, что бывает, когда «выпала» мера, и какие издержки возникают при этом у участников ВЭД.

Как долго обычно выпускается груз?

Если мера не выпала, то обычно груз выпускается день в день. Если декларация была подана утром, то груз выпускается к вечеру, а если декларация подавалась вечером, то груз будет выпущен на следующее утро. Если же мера выпала, то груз может выпускаться дольше.

Часто ли срабатывают меры таможенного контроля?

Конкретно по нашей деятельности, в среднем меры выпадают по каждой четвертой или пятой декларации. Иногда бывает чаще. Как правило, всё зависит от того, какие фирмы оформляет таможенный представитель и на каких грузах они специализируются. Так, например, если таможенный представитель в основном сотрудничает с фирмами, входящими в «зелёный сектор», меры будут выпадать значительно реже.

Какие меры контроля срабатывают чаще всего?

Самые распространённые – это таможенный осмотр с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), таможенный досмотр. Реже -  принятие решения отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров по корректировке таможенной стоимости или решения отделом защиты интеллектуальной собственности. Также может выпасть 106 мера – таможенный осмотр со взвешиванием. Иногда сразу несколько мер выпадают на груз одновременно. Часто бывает, что может сработать одновременно как мера ИДК, так и таможенного досмотра.

Ещё очень часто все меры срабатывают на турецкие товары. Официально объявлено, что их отменили, но они продолжают срабатывать.

Как происходит таможенный осмотр с помощью ИДК?

Если выпала мера ИДК, то выпустить декларацию невозможно, прежде чем груз пройдет эту процедуру. На каждом таможенном терминале отработка меры происходит по-разному. В некоторых терминалах находятся стационарные ИДК, а на другие приезжает мобильный ИДК. Как правило, если есть стационарный ИДК, то отработка меры происходит сравнительно быстро. В среднем время его прохождения занимает один или максимум два дня, отчасти из-за бюрократии в этом процессе.

Сама процедура происходит так: таможенный инспектор пишет служебную записку, затем подписывает её у начальника, а после направляет документ в порт, где находится контейнер. После этого контейнер выставляют на площадку для прохождения ИДК, где груз просвечивают рентгеновским излучением. Далее, если на рентгене ничего не нашли, выпускающему инспектору направляют результаты ИДК, и мера считается отработанной. Если же на рентгене выявлено что-то подозрительное, то груз направляется уже на таможенный досмотр.

А если на терминале нет стационарного ИДК?

Если в порту стационарного ИДК нет, то в дело идёт мобильный ИДК. Как правило он перемещается между разными терминалами. В порт он приезжает, обычно, пару раз в неделю в зависимости от загруженности постов. Так, например, в порту Бронка стационарного ИДК нет, и МИДК туда приезжает два раза в неделю. Из-за этого время отработки меры увеличивается до четырех дней.

В связи с такой задержкой в таможенном оформлении и ограниченным сроком бесплатного нахождения груза на терминале груз, на который сработала данная мера, может попасть под простои в порту. А это дополнительные расходы. Суммы могут сильно отличаться в зависимости от объема и характера груза, предельных сроков бесплатного хранения и уровня цен на терминале.

Что бывает, если сработала мера досмотра?

Таможенный досмотр – это одна из самых нелюбимых мер для участников ВЭД. Если при осмотре с помощью ИДК контейнер вскрывать не нужно, то для прохождения досмотра контейнер обязательно придётся вскрывать. Эта мера срабатывает довольно часто, особенно когда груз идет по цене ниже уровня риска.

Груз выставляется на таможенный досмотр на следующий день после срабатывания данной меры. Время таможенного досмотра может сильно меняться в зависимости от характера груза и его объема. Часто, если едет один контейнер с однотипным грузом, досмотр делается в течение одного дня. Но бывает и дольше. Был случай, когда груз не выпускался 14 дней. Это была очень крупная партия с товарами разных наименований, которые везлись под разными кодами ТНВЭД и они были раскиданы в контейнере как попало.

Особенно часто с подобными проблемами сталкиваются те, кто в одну декларацию забивает много контейнеров. Ведь в таком случае на простои и дополнительные издержки попадает весь груз. Гораздо удобнее не экономить на сборах и подать больше деклараций.

Какие затраты возникают у участников ВЭД при таможенном досмотре?

Как и в случае с ИДК, есть вероятность простоев, и, если досмотр затянется, возможно, придется платить, т.к. истекут сроки бесплатного временного хранения. Если с контейнером происходят какие-либо манипуляции – его выставляют на досмотр, осмотр или взвешивание, – то терминал берет за это деньги. Это называется терминальные расходы. Цены могут быть разные, но в среднем 15-20 тысяч рублей за контейнер. Фактически, чем более крупная партия везется, тем больше будет размер сопутствующих расходов. Кроме того, если едет крупная партия товара, вполне возможно, что участник ВЭД также доплатит докерам за то, чтобы при досмотре груз был выгружен быстрее.

Одна из самых нелюбимых мер – осмотр со взвешиванием. Когда она срабатывает, груз выставляют на весы, и вес брутто сверяется с тем, что заявлен в декларации. Если вес расходится более чем на 5%, то срабатывает мера таможенного досмотра. При этом терминал выставляет двойные расходы, как будто контейнер выставляли два раза, хотя фактически контейнер выставлялся только один раз.

Какие риски несёт в себе таможенный досмотр для участника ВЭД?

Самая главная проблема, с которой сталкивается большинство участников ВЭД, – это то, что при досмотре можно с легкостью нарваться на административное правонарушение. Речь идет не только о контрабанде или каком-то умышленном недостоверном декларировании. Гораздо чаще бывает ситуация, когда у груза проблемы с маркировкой. Чаще всего – нет стикеров EAC. В этом случае будет заводиться дело об АП, а разбирательства с грузом могут длиться месяцами.

Кроме того, часто есть риск того, что груз, который выгрузят при досмотре, повредят или испортят. Особенно эта проблема актуальна для товаров, которым необходимы определенные условия хранения и температурный режим, например, фрукты, овощи или какая-нибудь химия.

Также длительный досмотр может стать серьезной проблемой для тех компаний, которые поставляют товар в крупные торговые сети. Только за один день простоя суммы штрафов могут достигать 4 тысяч долларов.

Сталкивались ли мы с излишней бюрократией при срабатывании меры?

При подаче таможенной декларации есть целый блок мер, которые предполагают принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации. Это означает, что в процесс выпуска товара помимо таможенного поста вовлекается отдел таможни как вышестоящего органа. Это значит, что выпуск невозможен без согласования с ним.

Так, например, часто выпадает мера № 607 – принятие решения Отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров. Как правило, он запрашивает документы, подробно раскрывающие характеристики товара и дающие информацию о происхождении товара. Данная мера практически всегда срабатывает при провозе подшипников из азиатских стран, к примеру Малайзии, в связи с тем, что на подшипники из Китая установлена антидемпинговая пошлина, и есть риск того, что на самом деле этот товар едет из Китая. В этом случае отработка меры чаще всего заканчивается предоставлением технического описания и сертификата происхождения товара и для участника ВЭД это проблем обычно не создает.

Однако функциональный отдел может принять решение об использовании таможенного досмотра или каких-то дополнительных мер, в следствие чего выпуск затягивается. Особенно неприятная ситуация происходит в выходные дни, когда досмотр проведен и инспектор на посту и рад бы выпустить груз, однако не может из-за того, что не получил отмашку от инспектора функционального отдела, который не работает или очень занят.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...