Экономика

Франшиза на экспорт: в странах СНГ растет интерес к России

Российские франшизы успешно продаются за границей и приносят доход владельцам. Особый интерес к ним проявляют страны СНГ. Предприниматели рассказывают о том, как вышли на внешний рынок.

 

Евгений Драй, основатель сети кафе Gelateria Plombir (есть собственная сеть в Санкт-Петербурге и франчайзи в 5 странах):

– Когда говорят, что Россия не может удивить остальной мир прорывными бизнес-технологиями, – это неправда. В нашей модели ведения бизнеса вроде бы нет ничего сложного. Это классическая торговля мороженым. И все же франшизу Gelateria Plombir покупают у нас вот уже четыре страны помимо России: Казахстан, Белоруссия, Грузия, Таджикистан. На подходе несколько других. Причем это очень разные страны как по уровню жизни, по деловому климату, так и по уровню экономических связей с Россией. А соответственно, и по уровню симпатий к российским брендам. Говоря откровенно, мы были приятно поражены, когда увидели огромное желание со стороны зарубежного бизнеса работать с нами. Бизнес всегда идет впереди дипломатии.

 

Андрей Горбуль, директор по развитию компании СДЭК (оператор экспресс-доставки документов и грузов):

– Мы начали наш франчайзинговый проект в 2009 году, и в настоящий момент наша сеть достигла 700 подразделений. При этом выручка подразделений росла опережающими темпами, так же растет и прибыль наших партнеров. Мы понимали, что невозможно сохранять такой темп роста, замыкаясь исключительно на рынке РФ. В этой связи мы решили расширить территорию своего присутствия и горизонт развития для наших франчайзи.

Осваивать мир начали, конечно, со стран СНГ: Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении. За счет присоединения этих стран к ЕАЭС и общего советского прошлого мы не испытали сложностей в развитии сети здесь.

 

Трудности франчайзинга

По словам предпринимателей, главное – чтобы франшиза была просто и понятной.

– Мы помогаем нашим франчайзи даже в переговорах с арендодателями. Выбор локации, верный расчет трафика для наших торговых точек – основное условие прибыльности. Точно так же мы помогаем и с выбором оборудования: потенциальному партнеру уже не нужно самому становиться техническим экспертом в этой области, – говорит Евгений Драй.

Первым франчайзи в Казахстане стала Акнабат Кенганова, частный предприниматель из Жанаозена. Она открыла две свои точки Gelateria Plombir практически одновременно осенью 2015 года. Весомым аргументом для выбора стало в том числе падение курса местной валюты к доллару и евро, которое произошло одновременно в России и в Казахстане: российское предложение стало более привлекательным на фоне остальных сетевых. Вскоре новые точки открылись в Актау, Петропавловске, Уральске, затем в Атырау и, наконец, в деловой столице Казахстана – в городе Алматы.

– В некоторых странах СНГ Россия набирает былую популярность. Такие страны, как Узбекистан или Грузия, готовы возвращать утраченные ранее бизнес-связи. Фактически ежедневно мы получаем заявки из этих стран, и они нам интересны. При этом в странах со слабо развитым рынком франчайзинга, особенно франчайзинга в логистике, конечно, мы можем выходить с позиций «законодателей мод», формировать отраслевые стандарты, – рассказывает Андрей Горбуль.

Действительно, ситуация в странах СНГ разная, и далеко не везде власти одобряют контакты с Россией. Например, Таджикистан не очень благосклонен к зарубежным франчайзерам. По крайней мере, год назад в это стране были зарегистрированы представители всего двух российских компаний – «Формула успеха» и «Parfum S». Тогда же свой первый гипермаркет по франшизе в Таджикистане открыла компания «АШАН Ритейл Россия».

С другой стороны, в рамках СНГ действует зона свободной торговли, поэтому здесь нет проблем с «растаможкой» партий товара или поставляемого оборудования.

– Другое дело – выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первые офисы в Китае мы открыли в 2015 году, в настоящий момент наша сеть насчитывает 50 подразделений и активно развивается. И здесь мы столкнулись с большим набором разнообразных факторов, часть из которых помогала нам, а часть ставила нас в тупик. Например, геополитическая ситуация усложняет выход в ряд стран, власти и бизнес в этих государствах крайне подозрительно относятся к российским компаниям. Но в других странах Россия – в фокусе внимания: например, в Китае, Турции, Таиланде. Местные предприниматели, ставшие нашими франчайзи, знакомят нас с особенностями государственного регулирования, лицензирования, налогообложения и еще тысячей деталей, включая тонкости местной бизнес-практики. Для нас было удивительно, что в Китае партнеры привыкли к длительным переговорам, чайным церемониям, где необходимо многократно возвращаться к уже достигнутым договоренностям, чтобы удостовериться, что все полностью поняли друг друга. Но даже многократное обсуждение всех деталей сотрудничества не отменяет пошагового контроля реализации договоренностей, – продолжает Андрей Горбуль.

– В Китае имеет смысл создавать отдельное представительство, которое будет представлять бренд на местном рынке. Кстати, именно так поступает «Рики Групп», крупнейший в России владелец анимационных брендов. Местный офис «Смешариков» в числе прочего занимается продажей лицензий на коммерческое использование мультперсонажей, – дополняет Евгений Драй.

Российским франчайзерам нужно быть готовыми и к определенным сложностям при экспорте своих технологий.

– Например, в Казахстане труднее организовывать логистику. Впрочем, у нас есть формат «мини-фабрика», при котором производство мороженого организуется прямо на месте. Далее, система налогообложения в Казахстане не так дружественна (у нас торговые точки по факту платят меньше налогов). Что касается Грузии, то там так же, как и в России, при открытии торговой точки подобного формата проще регистрировать ИП, нежели ООО. Причем это ИП можно зарегистрировать в течение одного рабочего дня. А вот налогообложение у двух стран разное. Скажем, в Грузии нет ЕНВД, зато есть налог на прибыль 15%, – рассказывает Евгений Драй.

– Мы занимаемся логистикой и экспресс-доставкой, а это значит, что функционирование зарубежных офисов напрямую связано с таможенными органами разных стран мира. Нужна не только эффективная инфраструктура проведения всех таможенных формальностей, контроля безопасности перевозимых отправлений, но и глубокое понимание тонкостей законодательного регулирования трансграничной торговли, тонкостей регулирования во всех странах нашего присутствия. Это огромная нагрузка на весь юридический и финансовый блок, – говорит Андрей Горбуль.

Даже в нынешних условиях вполне можно организовать трансграничный франчайзинг, отмечают предприниматели. Для этого франшиза должна быть профессионально «упакована», причем заранее нужно учитывать нюансы местного законодательства. В том числе и те, которые касаются охраны интеллектуальной собственности. Для продажи франшизы в страны СНГ, как правило, достаточно регистрации торговой марки в России. Но для торговли в Евросоюзе необходимо внести торговую марку в реестр OHIM (The Office for Harmonization in the Internal Market) в Испании. OHIM распространяет свою власть на территории ЕС и несет ответственность за все марки, зарегистрированные в Евросоюзе. Также можно зарегистрировать торговую марку в Международном Бюро Всемирной Организации Интеллектуальной собственности в Женеве.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы