Таможня

ФТС ищет способы применить устаревшие компоненты для ЕАИС

До 8 августа Федеральная таможенная служба должна уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам её предписания, следует из документа, поступившего в распоряжение редакции. Суть предписания в том, что ФТС необходимо обеспечить внедрение в деятельность таможенных органов интегрированных ключевых компонентов ЕАИС, разработанных по контракту с ЗАО «Ай-Теко» от 2009 года, стоимость которого составила 14,5 млн долларов. В ФТС ищут способы «прикрутить» так и не запущенные в эксплуатацию компоненты к ЕАИС.

В 2009 году ФТС заключила с «Ай-Теко» контракт № 283 CDP/ICB/006-S, по которому компания должна была разработать и внедрить интегрированные компоненты ЕАИС, автоматизирующие рабочие процессы таможенного дела. Счетная палата впоследствии проверила то, как контракт был исполнен, и осталась недовольна: разработанные за государственные деньги компоненты ЕАИС не были введены в эксплуатацию. Не были они введены и после того, как СП вынесла соответствующее представление. По материалам Счетной палаты Следственный комитет возбудил уголовное дело.

ФТС предстоит доказать, что разработанные по её заказу компоненты для ЕАИС компанией «Ай-Теко» можно внедрить, иначе кому-то не сносить головы – в последнем представлении Счетной палаты говорится о возможности возбуждения административных дел в отношении должностных лиц таможенных органов. Заниматься доказыванием нужности компонентов приходится профильным управлениям − Центральному информационно-техническому таможенному управлению (ЦИТТУ) и Главному управлению информационных технологий (ГУИТ).

В ФТС на запрос ПРОВЭД ответили лишь то, что указанный контракт был изъят в рамках следственных действий. Никакой другой информации таможня не предоставила. В «Ай-Теко» также не прокомментировали ситуацию, сославшись на необходимость согласования предоставления информации с заказчиком, то есть с ФТС.

Ответственных за применение разработанных по госзаказу компонентов в ФТС уже нет. Андрея Бельянинова сняли с должности руководителя ФТС в прошлом году. ЦИТТУ в 2009 году ещё не существовало, а последний его начальник Алексей Тимофеев (2014-2017) в июле был переведен в образовавшееся представительство ФТС в Таджикистане. Бывший начальник ГУИТ Алексей Шашаев, при котором заключался контракт с «Ай-Теко», находится в заключении.

В прошлом году Тверской суд Москвы приговорил его к пяти годам лишения свободы по делу о хищении бюджетных средств на тендере. Следствие доказало, что фирма «СБЛ-Техноложис» получила подряд незаконно, стоимость контракта была завышена, и эту разницу осужденные, в числе которых и предприниматели, поделили между собой. Схема была реализована в ноябре 2011 года – феврале 2012 года. Алексей Шашаев вину не признал.

В ФТС тем временем кипит работа, цель которой, очевидно, доказать, что бюджетные средства были потрачены предшественниками не напрасно и что все компоненты можно ввести в эксплуатацию.

«В настоящее время основные проблемные вопросы связаны с функционированием АПС «Лицевые счета» и АИС «АИСТ-М», которые технологически устарели, не обеспечивают необходимый уровень производительности, исключают возможность централизованной обработки информации, используют неоптимальные архитектурные решения. Моральный  и физический износ данных программных средств подтверждается возникающими нештатными ситуациями, связанными, в том числе, с пиковыми нагрузками при обработке информации», − говорится в письме за подписью исполняющего обязанности начальника Центрального информационно-технического таможенного управления Дениса Терещенко, адресованном недавно руководителю ФТС Владимиру Булавину.

«Решить имеющиеся проблемные вопросы, в том числе в отношении указанных программных средств, предполагалось в рамках разработки интегрированных компонентов ЕАИС таможенных органов, автоматизирующих ключевые рабочие процессы таможенного дела, проводимой в рамках государственного контракта между ФТС России и ЗАО «Ай-Теко» от 28 декабря 2009 года № 283 CDP/ICB/006-S.

Однако перевести таможенные органы на работу с интегрированными компонентами не представилось возможным, так как они были разработаны на основании контракта, заключенного в 2009 году, и на момент приемки в 2013 году не учитывали нормативно-правовую базу Таможенного союза. Кроме того отдельные интегрированные компоненты ЕАИС таможенных органов имеют недостатки в инсталляционных пакетах, предполагают лицензионную зависимость ФТС России от американских компаний (Hewlett Packard)», − поясняет и. о. начальника управления.

Но в ЦИТТУ уверяют, что технические решения не потеряли актуальности и могут быть использованы при дальнейшем развитии текущих версий программных средств. Просто необходимо провести безотлагательные работы по модернизации программных продуктов. Но без дополнительных трат, конечно, не обойдется. ЦИТТУ предлагает до 1 сентября подготовить спецификацию на закупку аппаратно-технических средств, необходимых для запуска модернизированных версий программных средств в эксплуатацию.

Специалисты в таможенной сфере призывают помнить, что заказчик (в нашем случае – профильные управления ФТС) не всегда абсолютно точно представляет, что должно получиться в итоге. А то, что контракт 2009 года не учитывал готовящийся к вступлению в силу ТК ТС, логично: закладывать бюджет на неподписанный и не вступивший в силу документ никто не даст. Так и с ТК ЕАЭС: бюджет под него дадут только в 2018 году. Общее мнение таково: люди работают, делают дело, ошибаются, исправляют ошибки. А устаревание компонентов, разработанных под определенные нужды и не востребованные в итоге, − неизбежно.

Посмотрим, удовлетворит ли Счетную палату и Следственный комитет такая аргументация.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...