Экономика

Бюрократы зарегулируют беспилотники на корню

Пока в Европе появляются первые линии общественного беспилотного транспорта, российские власти вставляют палки в колеса отечественным беспилотникам. С реальными разработчиками самоуправляемых автомобилей никто, как всегда, не посоветовался.

 

В Таллине появились новые автобусы – они не только бесплатные, но и беспилотные. С 29 июля два никем не управляемых автобуса будут курсировать шесть дней в неделю по маршруту от площади Виру до творческого центра «Котел культуры», сообщают эстонские СМИ. Проект обошелся в 100 тысяч евро, большая часть денег потрачена частными инвесторами, например, эстонским представительством Microsoft. Эстония стала одной из первых стран Европейского союза, которая узаконила беспилотники на дорогах, хотя и с рядом ограничений.

Помимо Таллина аналогичный проект стартовал и в Париже. Два беспилотных автобуса на 12 человек курсируют с июля по короткому маршруту между двумя вокзалами французской столицы. Двигаются они исключительно по выделенной линии, по которой не ходит другой транспорт. Так как кабина водителя отсутствует, автомобилю не нужно разделение на переднюю и заднюю часть. Прибыв на остановку, он может, не разворачиваясь, сразу же двинуться назад, подобно вагону фуникулера.

В скором времени первые беспилотные автобусы появятся и в России, во Владивостоке. Прототипы транспорта будущего начнут работать в дни работы Восточного экономического форума, который пройдет в кампусе Дальневосточного федерального университета с 6 по 7 сентября 2017 года.

Такие автобусы пока далеки от того, чтобы стать действительно массовым, повседневным транспортом. Выйти за границы специально отведенного для них пространства мешают как технические, так и юридические проблемы.

К тому, чтобы приспособить законы и дороги для беспилотников, начали готовиться и российские власти. Владимир Путин дал поручение правительству РФ до 1 декабря подготовить предложения о создании в стране «сервисной информационно-телематической платформы», сообщили «Известия». В нее должны будут стекаться все «дорожные» данные из систем ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон», ГИБДД, МЧС и Минтранса. Предполагается, что система поможет внедрению беспилотных автомобилей в 2020-е годы.

В чем именно будет состоять суть работы этой платформы, еще не ясно, но инициатива уже вызвала глубокий скепсис у некоторых экспертов. Ольга Ускова, президент компании Cognitive Technologies – одного из ведущих российских разработчиков беспилотных авто, – считает, что на этот проект впустую потратят деньги налогоплательщиков. «Любой сбор данных от различных министерств в единую систему, да еще в реальном времени является задачей организационно очень сложной до невыполнимости, вспомним тему с единым социальным номером. Сколько сейчас у вас номеров на руках? Таким образом, они пильнут денег на софт, а дальше разведут ручками, мол, что делать с этим народом», – написала она на своей странице в Facebook.

«Особенно неприятно, что господа, иссякнув на сборах от ГЛОНАСС, обратили свой взгляд на беспилотники. Что бы тут подрегулировать, как следует? И так в стране этого рынка нет, последнее затопчут своими клоунскими ботинками», – пожаловалась Ольга Ускова.

По ее словам, правительство при написании этих планов не посоветовалось с реальными российскими создателями беспилотников.

Уже три года в тестовом режиме ездят автомобили с интеллектуальной системой C-Pilot, созданной Cognitive Technologies. Они проехали более полумиллиона километров. Около 88% от всего расстояния было пройдено по российским дорогам, остальные маршруты прокладывались в странах Евросоюза, а также в США, Китае и Японии. 27% всего тестового времени пришлось на езду в плохих погодных условиях, а ещё 18% времени беспилотники ездили по ночам.

Сомнения Ольги Усковой по поводу сервисной информационно-телематической платформы разделяет и автоэксперт Сергей Кудрявцев. Он не верит, что российская бюрократия сейчас готова решать такие сложные задачи.

– Есть серьезная надежда на то, что беспилотные автомобили будут попадать в аварии в разы реже, чем обычные современные авто. За рулем не будет людей, которые склонны неожиданно совершать грубые ошибки. Но аварии все же неизбежно будут. Пока совершенно непонятно, кто будет нести за них юридическую ответственность, если человек в салоне не влиял на процесс. Вероятно, это должна быть совместная ответственность производителя и компании-оператора. Вот об этом надо задумываться правительству, это нужно четко прописать. Есть и более узкие технические вопросы, которое могло бы помочь решить правительство. Работу беспилотников сделало бы намного проще даже небольшая подгонка городской среды под их нужды. Дорожные знаки, разметку, светофоры можно модифицировать так, чтобы беспилотникам было легче считывать эту информацию. Понятно, что это огромный труд, огромные деньги. Но это то направление, в котором нужно двигаться, – говорит Сергей Кудрявцев.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы