Таможня

«Личный кабинет участника ВЭД»: ожидания и реальность

Структурные подразделения Федеральной таможенной службы подготовили свои предложения по расширению возможностей и увеличению привлекательности сервисов АПС «Личный кабинет» (документ есть в распоряжении редакции). Мы спросили у тех, кто пользуется «Личным кабинетом участника ВЭД», как они находят продукт и что хотели бы в нем видеть дополнительно, и сравнили с тем, что предлагают сами таможенники.

Заместитель генерального директора ООО «Восход» Юрий Ковалев в целом довольно положительно оценил продукт, который предоставляет ФТС сейчас.

«Личный кабинет участника ВЭД» удобен в работе, а интерфейс понятен для использования. Работает быстро, но случаются перебои и ответы на запросы приходят неоперативно. Нами активно используются следующие сервисы: «Лицевой счёт», «Предварительное информирование», «Таможенный транзит», «Валютный контроль», «Статистическое декларирование», «Электронный архив». В целом набор инструментов в сервисах достаточен для работы. Для «Личного кабинета» не хватает технической поддержки онлайн. В настоящее время она осуществляется по электронной почте, и запросы обрабатываются неоперативно. Статус участника ВЭД по категорированию в «Личном кабинете» не увидеть».


Особых проблем с «Личным кабинетом» не ощущают и в ООО «Логиском», рассказал его директор по развитию Сергей Лакиза.

«Мы с «Личным кабинетом» почти не взаимодействуем, раньше через него подавали предварительную информацию, но недолго. Сейчас кроме как «Лицевым счётом» ничем не пользуемся. Вот если бы можно было подавать те документы, которые нужно предоставлять в Отдел документационного обеспечения и которые мы до сих пор таскаем на бумаге – по корректировкам, обеспечению, отзыву декларации и пр., − пользовались бы «Личным кабинетом» чаще. Но из того, что я знаю, декларанты не жалуются. Есть и есть, что дали, с тем и работаем», − говорит он.


По косточкам разобрал весь функционал «Личного кабинета» директор ООО «Основа» Виктор Сухоруков, до 2013 года – заместитель начальника ОКТС ЮТУ:

«Меню «Информационные сервисы» свидетельствует о грандиозности и чистоте помыслов создателя этого сервиса. Если всё это действительно будет доведено до ума, то таможенный контроль в РФ кардинально преобразится и повлияет на экономику в целом.

Меню «Электронное декларирование товаров». Наблюдать эту кнопку − чистая трагедия. В реальности на этом поприще соревнуются несколько мощных программных комплексов (СТМ, «Альта-Софт» и другие), а сайт ФТС скромно предлагает этот сервис, как бы не зная о вышесказанном. Понятно, что задекларировать товары из этой «кнопки» меню не получится из-за огромного количества нестыковок и технических проблем (начиная от формализации и заканчивая обновлением БД). Чтобы реализовать этот сервис, нужно либо отдать его на откуп этим структурам, либо заставить предлагать этот сервис бесплатно.

Предлагать параллельно формальную оболочку «электронного декларирования» там, где этот сервис улучшают конкурирующие коммерческие организации, на мой взгляд, бесперспективно.

Меню «Лицевой счёт». Очень радует сама возможность получить информацию о наличии денежных средств на счетах без звонков в ОТП таможни. Однако в силу действующего законодательства реальное управление средствами из «Личного кабинета», к большому сожалению, невозможно. И здесь нужно не столько улучшать опции этого меню, сколько выйти с предложением в ФТС изменить порядок списания, зачёта и возврата таможенных платежей. В конце концов, все эти образцы подписей, заверенные учредительные документы и прочая макулатура − это уже атавизм. Ничто не препятствует признать документом ту электронную форму, которая заверена цифровой подписью. Тогда можно было бы из «Личного кабинета» хотя бы писать заявления в таможню о зачёте/возврате/списании денежных средств без лишнего бумаготворчества.

etouspex

Меню «Пассажирская декларация» Как говорится, по прочтении сего − плакал. В изложенной процедуре подачи ПТД, состоящей из трёх пунктов, после третьего пункта «Предъявите УИН и (или) штрих-код в пункте пропуска через государственную границу...», нужно было бы добавить ещё два пункта: 
4) сфотографируйте лицо должностного лица таможенных органов Российской Федерации, увидевшего ваш УИН и (или) штрих-код;
5) пришлите эту фотографию на сайт ФТС для дальнейшего принятия решения.

Специально обзвонил нескольких знакомых, которые работают на пунктах пропуска. Они ещё очень давно были напуганы этими слухами об электронной ПТД. Но, говорят, слава богу, с таким штрих-кодом ещё ни один пассажир к ним не подходил. И терминалов, позволяющих обрабатывать такие декларации, в таможнях вроде бы нету. Аэропорты не проверял. Это я говорю про ЮТУ».

Директор «Основы» предложил и несколько идей по развитию сервисов «Личного кабинета»:

«Есть такие статьи в таможенном законодательстве (в ТК и в 311-ФЗ), как обжалование, действий (бездействия) и ведомственный контроль. Как известно, все эти обращения нужно отправлять почему-то в бумажном виде, с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя.

С учётом того, что арбитражные суды давно перешли на своё «Электронное правосудие», таможенная служба вполне может довольствоваться цифровой подписью при подаче жалобы или заявления о проведении ведомственного контроля.

Может показаться, что предлагаемое нововведение не слишком существенно и радикально. Но по себе знаю, что рутина и повседневная текучка отбивает желание обращаться с жалобами примерно в 80% случаев. Причём настрочить «по горячим следам» обоснованную, разгромную и ужасающую жалобу (заявление) − дело 15 минут. А вот распечатать её, приложить свой приказ о директорстве, заверить печатью, поехать на почту − это такая мука, в ходе которой 2/3 агрессии просто испаряются.

Оно, конечно, всегда неплохо 7 раз отмерить, трижды подумать, прежде чем написать жалобу... Но на самом деле именно такие «горячие» жалобы, видимые всем, гласные, открытые, в онлайн доступе, именно они смогут улучшить работу системы. А самое главное − они помогут руководителю ФТС эффективно управлять этой системой. Если, конечно, он этого хочет.

Вы только представьте себе, если ответы по жалобам и результаты ведомственного контроля в таможенных органах были в отрытом доступе! Хотя бы в таком, как судебные решения». 


А теперь обратимся к предложениям, поступившим первому замначальника ФТС Руслану Давыдову, которые начальник Центрально-информационного технического таможенного управления Алексей Тимофеев рекомендовал одобрить.

АУ предложило предоставлять в «Личном кабинете» информацию о присвоенной участнику ВЭД категории риска, об отсутствии которой говорил Юрий Ковалев.

От ГУБК выдвинуто другое дельное предложение, о необходимости которого участники ВЭД говорят давно, − обеспечить передачу из «Личного кабинета» и хранение в ЦРСВЭД сведений об участнике ВЭД и его сотрудниках, использующих электронную подпись, об используемых IP-адресах пользователей и действиях пользователе как в Яндекс.Метрике.

Работа над «Электронным декларированием» продолжится, но не в том ключе, в котором предлагал Виктор Сухоруков – на откуп коммерческим структурам его не отдадут. ГУОТОиТК предложило добавить в функционал сервиса проверки, в т. ч. наличия отдельных сведений в ЕАИС ТО, предусмотреть доступ к НСИ ЕАИС ТО при проведении форматно-логического контроля (ФЛК), реализовать возможность подачи в электронном виде заявления о выпуске ДТ до подачи, Карнетов АТА, заявлений и получения разрешений на переработку, заявлений на получение свидетельств о включении в реестр УЭО и др.

sert belo

Из интересных, на наш взгляд, предложений среди идей ГУФТДиТР – внедрение сервиса «Льготы по уплате таможенных платежей», который содержал бы информацию о применяемых в РФ льготах и имеющихся у участника ВЭД документах, подтверждающих право на льготы при уплате таможенных платежей, с возможностью из загрузки от ФОИВ и от участника ВЭД. Также управление предлагает разработать и ввести в «Личный кабинет» сервис «Расчет сумм обеспечения», где участник ВЭД получал бы справочные данные о размере необходимого залога.

Из важного, что было озвучено пользователями «Личного кабинета», − реализация возможности подачи заявления на возврат сумм авансовых платежей, на корректировку платежного документа, о зачете денежных средств в счет денежного залога, о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин и пр.

Правовое управление предложило внедрить возможность досудебного обжалования действий и бездействия таможенных органов. Управление товарной номенклатуры – информировать через «Личный кабинет» о результатах проверки преференциальных сертификатов происхождения товаров.

Само ЦИТТУ предложило совершить одну из главнейших доработок – реализовать электронный документооборот с таможенными органами и развивать принцип однократности представления документов в таможенные органы, в том числе возможность представлять документы, размещенные в ЭАДД другим пользователем. Это как раз коррелирует с чаяниями, например, «Логискома», которые выше озвучил Сергей Лакиза.

Примерившись с реальностью, ЦИТТУ также считает необходимым создать мобильную версию АПС «Личный кабинет».  Но вот об ускорении работы техподдержки ни в одном из предложений не упомянуто.

До 1 сентября ЦИТТУ должно назначить сроки реализации предложенных структурными подразделениями ФТС идей. А участникам ВЭД по-прежнему останется работать по принципу «что дали, тем и пользуемся». 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...