Таможня

Не зная кода, не суйся в воду

Как оптимизировать затраты на таможенное оформление? Этот вопрос интересует каждого импортера. Об одной из основ процесса таможенного декларирования – о тонкостях определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – рассказывает эксперт-консультант юридической компании «Экспертный консалтинг» Игорь Новиков.

 

Код товара определяет всю структуру дальнейшего таможенного оформления, от кода ТН ВЭД зависит ставка таможенной пошлины и НДС, уровень «проходной» таможенной стоимости, применение рисков в рамках СУР, необходимость предоставления в таможенный орган разрешительных документов: лицензий, сертификатов соответствия и так далее.

На практике код товара определяется сотрудниками таможенного представителя или участника ВЭД. Как правило, при этом такой сотрудник зажат жесткими временными рамками и недостатком подробной информации о товаре. Так называемые «аналитики» (сотрудники таможенных представителей, занимающиеся анализом будущей поставки) славятся умением быстро определять код товара по одному лишь наименованию товара в инвойсе. На помощь ему приходят коды товара, указанные в документах отправителя, программы, осуществляющие поиск кода по наименованию товара, и, главное, практика таможенного оформления.

Иными словами, код товара определяется исходя из источников совершенно ненадежных и безответственных. При этом не учитывается, что код товара, указанный отправителем, может являться ошибочным, либо быть определенным, исходя из конъюнктурных соображений.

К тому же практика классификации товаров в разных странах может быть весьма различной. Пользуясь же «примерами декларирования», один безграмотный и безответственный аналитик пользуется трудом другого – такого же. А используя поиск кода товара по наименованию, есть риск нарушить Правило интерпретации 1 ТН ВЭД – определить подсубпозицию товара раньше, чем определена товарная позиция (одна из типичных ошибок, допускаемых дилетантами).

Так, вся модель таможенного оформления товара и, как следствие, целого товаропотока, выстраивается, исходя из поспешно и безответственно определенного кода ТН ВЭД. Последствия этой спешки могут быть поистине катастрофичны.

Полбеды, если речь идет о единичной поставке или таможня сразу переклассифицировала товар. Тогда, возможно, все ограничится простоем груза с доплатой пошлины или, в худшем случае, запретом ввоза. Хуже, когда ошибки в классификации товара выявляются в ходе таможенного контроля после выпуска товаров. Тогда не только пресекается уже налаженный и набравший силу товаропоток, но и приходится доплачивать за уже реализованный товар.

Вот характерный случай, произошедший в конце 2016 года в одной из таможен ДВТУ. Участник ВЭД ввез товар – камеры видеонаблюдения. Обратился к таможенному представителю, и тот определил код товара 8525 80 300 0 «камеры цифровые» со ставкой пошлины 0%. При этом «аналитик» упустил тот факт, что классификация видеокамер определена п.113 распоряжения ФТС от 15.08.2014г. №223-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров». В данном случае, при наличии нормативно-правового акта ФТС, надлежало сначала изучить характеристики товара, влияющие на его классификацию в соответствии с данным распоряжением. Этого либо не было сделано, либо было сделано недобросовестно.

Очевидно, что камеры видеонаблюдения никак не соответствуют п.113.3 Распоряжения 223-р, которое определяет классификацию товара в подсубпозиции 8525 80 300 0: «в данной подсубпозиции классифицируются цифровые камеры, осуществляющие запись отдельных неподвижных кадров видеоизображения (аналогично фотоаппарату, но с использованием не фотопленки, а электронного носителя информации). Некоторые цифровые камеры способны записывать короткие фрагменты подвижного изображения, но это не является их основной функцией».

Спустя некоторое время таможня обратила внимание на явно нелепый код товара. 

Здесь необходимо заметить, что таможенники заинтересованы в изменении кода ТН ВЭД, только если это изменение влечет доначисление таможенных платежей или возбуждение дела об АП. Это показатель эффективности деятельности таможни, результат, по которому будет оценена работа таможенника. Отсюда естественное желание таможенного органа классифицировать товар в код, имеющий большую ставку пошлины или подпадающий под действие мер нетарифного регулирования.

Так и произошло в данном случае. Несмотря на данные таможенной экспертизы, из которых было видно, что камеры обладают возможностью записи изображения на SD-карту, то есть имеют встроенное видеозаписывающее устройство, таможня классифицирует товар в подсубпозицию 8525 80 190 0 «телевизионные камеры» под ставку 10%. При этом был проигнорирован пункт 113.1 Распоряжения ФТС 223-р, которое указывает, что в этом коде классифицируются камеры, «не содержащие видеозаписывающего устройства».

Между тем правильный код товара в данном случае – 8525 80 910 9 «записывающие видеокамеры», ставка пошлины 0%. То есть в данном случае обе стороны – и декларант, и таможня – неправильно классифицировали товар, одинаково проявив безответственность и некомпетентность, движимые, очевидно, желанием достичь выгодного для себя результата.

Казалось бы, нет ничего проще, чем отменить решение таможни в суде или в РТУ в порядке ведомственного контроля. Но собственная ошибочная классификация вынудила декларанта отстаивать заведомо неправильный код товара с вполне предсказуемым результатом. Итог – миллионные доначисления и свертывание товаропотока. Это результат спешки и некомпетентности.

Конечно, оптимальное решение вопроса – это получение предварительного решения о классификации товара. Но для этого необходимо обладать значительным запасом времени и быть готовыми к отказу в выдаче по причине недостаточной технической документации на товар, что встречается не так уж и редко.

Другой вариант – получение мотивированного заключения организации, специализирующейся на оказании услуг в области классификации товаров. Такие услуги оказывают, с одной стороны, Торгово-промышленные палаты, с другой, аккредитованные испытательные лаборатории или органы по сертификации. Увы, и те, и другие имеют определенные недостатки. Как показывает практика, подобные заключения пишутся шаблонно и без достаточной мотивировки. Таким заключениям свойственна императивность выводов, подкрепляемая больше авторитетом организации, скажем, ТПП, нежели обоснованием позиции.

Между тем и для таможни, и для судов ТПП не является организацией, правомочной классифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Таможня и суд готовы выслушать мнение и обоснование позиции, но никак не руководствоваться предписаниями ТПП. Органы по сертификации и лаборатории, являясь специалистами в области техники и подтверждения соответствия товаров, также не являются ни квалифицированными юристами, ни специалистами в области классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.

Одним из вариантов выхода в такой ситуации является подробное мотивированное заключение компании, специализирующейся на оказании услуг по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и правовой помощи по делам, связанным с классификаций товаров. Результатом оказания услуги является не только определение кода товара, но и выработка обоснованной и мотивированной позиции, подкрепленной надлежащей технической документацией и основанной на текстах ТН ВЭД, Пояснений, нормативно-правовых актах ФТС России и ЕАЭК. Такое заключение дает обоснование выбранного кода ТН ВЭД понятное, как участнику ВЭД, так и сотрудникам таможни. Вторым фактором может быть отстаивание выработанной позиции и в таможне, и, при необходимости, в суде. Имея данное заключение, участник ВЭД может минимизировать риски ошибочного определения кода товара со стороны таможенного представителя или неправомерной классификации товаров таможенным органом.

Для таможенных представителей же очевидно удобство разграничения функций аналитика и специалиста по классификации товара. Сам характер работы аналитика предполагает быструю обработку запросов потенциальных клиентов (немногие из которых впоследствии реализуются) и не позволяет тщательно изучить вопрос о классификации товара во всей его сложности. У аналитика иные задачи и цели. Необходимость привлечения квалифицированного специалиста в области классификации товаров разумные таможенные представители видят, когда речь идет о дорогостоящем товаре или постоянном товаропотоке, то есть когда цена ошибки может быть крайне серьезной.

Этот фактор является особенно важным, если учесть, что всплыть такая ошибка может уже после выпуска, когда товар давно реализован, а импортер испарился из ЕГРЮЛ. И тогда многомиллионные таможенные платежи могут непосильным бременем лечь на плечи таможенного представителя в рамках солидарной ответственности. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы