Таможня

Хартия участников ВЭД – ещё один пропуск в зелёный сектор

Проект Хартии участников внешнеэкономической деятельности появился в открытом доступе. «Основной целью Хартии является установление её участниками ответственных форм осуществления своей хозяйственной деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами. Подписавшие настоящий документ участники стремятся максимально  повысить достоверность декларирования, содействовать осуществлению эффективного таможенного контроля, свести к минимуму количество нарушений таможенных правил», − говорится в проекте документа. Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко подтвердил ПРОВЭД оригинальность проекта Хартии, но подчеркнул, что он ещё не окончательный.  

«В проект Хартии продолжают вноситься предложения и изменения. Сказать, что это окончательный вариант, я не могу, − поясняет Леонид Лозбенко. – На сегодня начинаются обсуждения в бизнес-сообществах, идут консультации с ФТС. 26 мая состоится Коллегия ФТС, на которой будут обсуждаться два главных вопроса: о готовности таможенной службы к реализации нового таможенного кодекса ЕАЭС и о принятии комплексной программы развития таможенной службы до 2020 года. Вот это два основополагающих документа.

proekt har

proekt har1

Мы уже получаем сигналы от различных ассоциаций бизнеса, которые поддерживают Хартию и задают вопросы о том, как дальше будут выстраиваться отношения с таможней. «Мы готовы, мы будем законопослушны. Но что таможня в свою очередь сделает?» − говорят они. А на эти вопросы даст ответ комплексная программа.

Нас радует то, что сейчас с ФТС налажен очень плотный контакт. Нас не только слушают, но и слышат. Если раньше различным ассоциациям и участникам ВЭД было крайне сложно разобраться, куда бежать в случае возникновения вопросов и проблем, то сейчас выстроена достаточно стройная система взаимоотношений. Есть четыре союза – РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «Опора России». Мы встречаемся один раз в месяц для обсуждения ключевых вопросов, которые волнуют российское бизнес-сообщество в целом. Отдельные вопросы выносятся через Общественный совет, который я возглавляю, они доносятся до высшего руководства ФТС, и мы получаем обратную связь. Таким образом, мы установили алгоритм взаимодействия, чего раньше не было.

Хартия − один из первых шагов, который позволит нам не просто укрепить взаимоотношения, но и действовать в соответствии с той концепцией, которую обозначил Владимир Булавин (руководитель ФТС – прим. ред.). Он сказал, что вся комплексная программа рассчитана на то, чтобы обеспечить простоту и удобство для бизнеса и эффективность и безопасность для государства.  

Мы находимся сейчас на самом переломном моменте, когда принимаются все базовые, стратегические документы. Таможня намечает свой путь прохождения в этой части – это как раз комплексная программа, а бизнес идет ей навстречу через свою Хартию, через желание быть законопослушным. Так что работа у нас в самом разгаре».

Председатель Общественного совета при ФТС уточняет, что Хартия не станет уделом избранных участников ВЭД, а скорее наоборот – может стать пропуском в вожделенный зеленый сектор.

«На сегодня участники ВЭД разделены на три категории рисков. Низкорисковые составляют очень незначительную часть всех участников ВЭД, − продолжает Леонид Лозбенко. − И мы договорились с главой таможенной службы, что именно благодаря Хартии, благодаря нашей работе с бизнесом мы постараемся за ближайщие2-3 года кратно увеличить количество ассоциаций и участников ВЭД, которые будут относиться к низкой категории риска.

Списки категорирования участников ВЭД по уровню риска и их обнародование сейчас тоже на стадии обсуждения в рамках комплексной программы. Издан специальный приказ и создана рабочая группа по категорированию, в которую я включен – вот вам представительство бизнеса.

Надо чтобы каждый участник ВЭД абсолютно точно понимал, что, если он является законопослушным, если он четко понимает все правила и решения, то и относиться он будет к тому сектору, который мы сегодня называем зеленым.

Сперва мы начинаем работу по Хартии с четырьмя ассоциациями, которые я уже назвал. В основном все участники ВЭД там уже располагаются тем или иным способом, но это не значит, что Хартия закрыта для остальных. Как раз наоборот.

Сама по себе Хартия – это коллективный договор, что мы, участники ВЭД, берем на себя обязательство быть законопослушными. Вот это и есть основная часть, а таможня идёт нам навстречу. Никаких санкций за нарушение положений Хартии мы пока не предусматриваем. Реальным куратором всего этого останется таможенная служба. Категорирование происходит с нашей подачи, но решающее слово всего остается за контрольным органом.

Условно говоря, вы подписали Хартию, но попались на чём-то. Контрольную функцию у таможни забрать никто не может. И если что-то такое случилось, таможня должна нам обоснованно рассказать, что произошла такая-то ситуация и участник ВЭД должен быть исключен. Но мы должны понимать, а какие критерии будут? Вот над этим мы сейчас с таможней работаем.

И работа, надо сказать, очень непростая. У всех свои заботы и проблемы: у кого что болит, тот о том и говорит. А мы стараемся всё свести воедино. Я всё-таки профессиональный таможенник и заместитель генерального секретаря Всемирной таможенной организации, и я знаю, как это делается в разных странах. Это вопрос взаимодействия и коллективной солидарной ответственности таможни и бизнеса».

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...