Экономика

Молдавия захлёбывается в собственном вине, пока в России пьют горькую

В Молдавии кризис виноградарства и виноделия, без выхода на российский рынок сложно, 23 марта там даже решили исключить вино из списка алкогольной продукции и приравнять к пище. Внесение этой поправки, как сообщили СМИ, позволит вести свободную рекламу винодельческой продукции на территории республики, что будет способствовать потреблению этого продукта, а значит, не даст обанкротиться местным виноделам. Рассчитывать ли Молдавии на Россию или захлебнуться в собственном вине – рассказали эксперты.

 

Запрет 2006 года вошел в историю алкогольного рынка под названием «винный скандал». У самых истоков этой, во многом печальной вехи, стоял Геннадий Онищенко, до 2013 года занимавший пост главного санитарного врача России. Именно по его указу Роспотребнадзор ввел полный запрет на поставки и продажу в России вина и виноматериалов из Грузии и Молдавии. Формально объяснением запрета стало повышенное содержание в вине пестицидов.

 

«Винный скандал» и его последствия

 

Когда-то примерно 80% всего объема алкогольной продукции Молдовы, также, впрочем, и как Грузии, поставлялось на российский рынок. С тех пор многое изменилось.

Владимир Головатюк, депутат Партии социалистов Республики Молдова, доктор экономических наук:

- Первый удар со стороны России мы получили в 2006 году, когда был принят запрет на экспорт алкогольной группы. С этого момента Молдова потеряла российский рынок. На текущий момент наша винная продукция фактически никак не представлена. За это время произошла очень серьезная диверсификация экспорта в Молдове. Я назову вам цифры только по вину, без учета крепкого алкоголя: в 2016 году 60% экспорта вина пришлось на страны СНГ, это 80 миллионов декалитров; из них 12% были отправлены в Российскую Федерацию. В 2015 году эта цифра была только 10% - немного подрос объем поставок. В Евросоюз идет 24%. В Европе молдавское вино покупают самые разные страны: из 33 млн декалитров, отправляемых в ЕС, почти 8 млн потребляет Чехия, 5,5 млн декалитров потребляет Польша, около 10 - Румыния. Помимо этого около 3 млн декалитров уходит в Германию, еще около миллиона – в Латвию и Литву; также среди поклонников молдавского вина Испания и Словакия. Некоторое количество вина мы даже отправляем в Грузию.

Молдавский депутат подчеркивает, какой бы широкой ни была география поставок, ни один регион мира не может служить альтернативой российскому рынку, по всем параметрам, в том числе, по ожиданиям со стороны покупателя.

Бесспорно, решения о ввозе и запрете продукции, как алкогольной, так и любой другой, во многом политизированы. Но если политику вынести за скобки, то придется все-таки признать: ошибки были и в действиях стран-поставщиков.

Михаил Смирнов, главный редактор портала «Алкоголь. Ру», капитан команды в знаменитой игре «Что? Где? Когда?»:

- Грузины в свое время гнали «шмурдяк» на наш рынок – полусладкие, сладкие, непонятно как сделанные вина низкого качества. Это стало одной из причин запрета. Сейчас из Грузии импортируются вина всего шести или семи компаний, но они это время потратились на приобретение нового оборудования, и сегодня к нам поставляются из Грузии вина очень высокого качества.

Ни один из экспертов при этом не сказал о том, что «шмурдяк» к нам гнала Молдова. Но Вадим Дробиз, директор Центра исследований рынков алкоголя «ЦИФРРА», считает, что даже очень хорошее молдавское вино уступает грузинскому.

- Грузинское вино вернулось в 2013 году с триумфом, причем, по цене, в два раза фактически больше той, что была до 2006 года, - говорит Дробиз. – Прежних объемов поставок им сложно добиться, но сейчас поставляется порядка 40 миллионов бутылок. В лучшие времена эта цифра составляла 60 миллионов, но и 40 – очень даже неплохо. Но грузинское вино – особое, а молдавское вино – обычное: оно такое же, как любое европейское.

В Молдавии, тем не менее, убеждены, что их вино непременно должно быть на прилавках российских магазинов, что спрос на него есть, и этот спрос сложился исторически, а сравнивать вино 2006 года и сегодняшнее нельзя – качество выросло в разы.

Однако есть своя правда и в словах Вадима Дробиза:

- Весь дешевый сегмент вин сегодня занят российским вином, а молдавское вино автоматически попадет в сегмент более дорогого. В любом случае не дешевле 200 рублей, и в этом секторе весь мировой сегмент. Они хотят вернуться, и вино хорошее, но их здесь особо никто не ждет. С ними боятся работать сети, потому что много раз погорели на нем: его то разрешали продавать в России, то запрещали, разрешали – запрещали, и так много раз. И все это за счет бизнеса – бизнесмены же не могут рисковать бесконечно! В 2005 году ввезли 200 млн литров молдавского вина и 50 миллионов литров виноматериала, а сейчас ввозят чуть больше 10 млн. Если после всех принятых мер ввезут 50 млн литров, то это уже будет неплохо.

Конечно, у всех, кто хочет, но не может попасть на российский рынок, есть запасной вариант – Белоруссия. Владимир Головатюк отметил интересный факт: как только было введено ограничение на экспорт вин в Россию из Молдовы в 2013 году, тут же вырос экспорт в Белоруссию.

- В Белоруссию в 2016 году мы отправили 40 млн декалитров, и вполне вероятно, речь идет о реэкспорте, - говорит депутат.

Александр Фомин, заместитель председателя комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, руководитель Научно-экспертного совета при аграрном комитете Государственной Думы, считает, что молдавские вина вернутся на российский рынок. Отчасти потому, что страна после недавно прошедших выборов проводит пророссийскую политику.

Как бы там ни было, объем поставок молдавского вина в СНГ и ЕС на текущий момент не решает проблем виноделов Молдовы: они производят вина больше, чем могут потребить и экспортировать. Именно это подвигло молдавское правительство приравнять вино к пищевым продуктам. Любители вина и эксперты рынка алкоголя теперь могут лишь завидовать молдаванам: нашему законодательству в этой сфере до таких прогрессивных решений очень далеко.

Пить или не пить?

Ассортимент вин в России на сегодняшний день огромен, и это бесспорный факт. На нашем рынке широко представлена вся палитра виноделия: от классических вин Старого Света, например, Бордо или Бургундии, до вин, которые нам поставляет Африка, США, Новая Зеландия. Однако не все так просто и безоблачно.

Вадим Дробиз так описывает ситуацию:

- К сожалению, винный рынок и потребитель вина находятся не в лучшем положении. Потребление вина в России падает с 2012 года, хотя оно и в 2012 было не на высоте – 4,5 л на душу населения. По итогам прошлого года – 3,6 л. Две основные причины падения - экономический кризис, когда традиционно пьется меньше вина, пива и других слабоалкогольных напитков, и вторая – демографическая ситуация. Дело в том, что вино пьют девушки, начиная с 22 лет. У нас с 90-ого по 2000 год детей рождалось в два раза меньше. Когда 18-летние дети этого демографического провала в 2008 году вышли на рынок алкогольной продукции, они сначала обвалили рынок пива примерно на 30%, а еще через 4 года, когда должны были появиться 22-летние девушки-потребительницы вина, точно также обвалился винный рынок. Демографический кризис закончится примерно в 2020 году. Сейчас группа людей, потребляющих вино, а это на 90% женщины в возрасте от 22 до 55 лет, немногочисленна – она сократилась на 10 миллионов за 8 лет. Мы остаемся страной с перевернутой структурой потребления. Например, в последние успешные годы советской власти, 1984-1985, потребление винодельческой продукции на душу населения составляло 28 л, потребление пива – 24 л, потребление крепкого алкоголя – 11 л. Сегодня иная картина: вино – 8 л на душу населения, пиво – 50-55 л (и это еще оно упало по сравнению с 2007 года – было 81 л), крепкий алкоголь – 17 л. Это жуткая структура потребления, и, к сожалению, государство ничего не делает, чтобы перевести население с крепкого алкоголя на винодельческую продукцию. Давали возможность пиву заместить крепкий алкоголь, им был дан рынок на полный откуп, они увеличили потребление с 15 л до 81, но заместить крепкий алкоголь у пива не вышло.

Михаил Смирнов убежден, что изначально наша страна – крепкоалкогольная, однако же интерес к вину у нас не падает, а растет. И мог бы расти еще активнее, если бы не законодательные ограничения в этом вопросе.

- Наши законодатели не хотят думать, - говорит  Смирнов, - Они считают, что если в вине есть градусы, то это алкоголь, раз алкоголь – это яд. Хотя во всем мире есть уже такая дисциплина – энотепрапия, лечение вином. Вино в определенных ситуациях полезно, просто это длинный разговор. А у нас даже запрещено об этом рассказывать. Очень мешают ограничения по рекламе, по продвижению, по информации. Крайне сложно рассказывать о вине, не имея возможности провести дегустацию - у нас же действует запрет на дегустацию в магазине! Это абсолютно политиканское решение. Если человек пришел в винный магазин, то у него цель – купить вино, и речь идет о конкуренции внутри товарной группы, а не о спаивании населения.

Михаил Смирнов говорит, что перевод вина в категорию пищевого продукта, как в Молдавии, решил бы многие вопросы. Магазину не пришлось бы получать лицензию на торговлю винными напитками, что снизило бы цену. Это позволило бы производителям российского вина получать кредиты, развивать свою деятельность.

Вторит Михаилу Смирнову и другой эксперт – Эркин Тузмухамедов, директор школы сомелье, исследователь алкоголя:

- Во всем, что происходит на алкогольном рынке России, не хватает только одного – мозгов правительства и людей, которые пишут законы. Более идиотских законов, чем те, что принимают наши депутаты, придумать невозможно. В нашей стране самое дорогое дешевое вино и самое дорогое вино из-за налогово-акцизной политики. В Европе, в Португалии, можно купить хорошее качественное вино в пакете по цене €0,99. У нас в стране оно будет растаможено уже по цене €2. И все налоги накладываем сверху. И одно и то же вино, которое там в магазине стоило €0,99, у нас на полках магазинов будет стоить уже как минимум €5. Безусловно, имеет место факт алчности импортеров, алчности сетевиков, потому что все сетевики занимаются вымогательством денег за расстановку на полках… Но главная беда – все же идиотские законы.

О чудовищном росте цены на импортные вина при прохождении таможни рассказал Денис Руденко, эксперт и критик винного рынка, основатель и ведущий крупнейшего дегустационного винного клуба «750ml». В частности, он обратил внимание на требование о наличии обязательной информации на русском языке (этикетки) на каждой бутылке до момента прохождения таможни. То есть, либо производитель вина где-нибудь в Испании, Чили или в Новой Зеландии должен у себя на фабрике наклеить контрэтикетку на русском языке, помимо основной, «родной этикетки», либо же импортер вина должен вскрыть паллеты с вином и самостоятельно вооружить каждую бутылку русскоязычной этикеткой. Денис, правда, отметил, что все эти вопросы наши импортеры вина давно уже научились решать…

 

Об отечественном виноделии

 

Что нас не убивает, то делает сильнее. Лишившись привычных поставщиков вина, Россия научилась делать свои вина, и очень неплохие.

- Российское производство вина росло в основном в период кризисов, - говорит Вадим Дробиз. - Перед кризисом 2014-ого года соотношение было таким: 25% импортного вина, 75% - российского. В 1998-99 году соотношение было противоположным: 70% импортного вина и 30% российского. То есть за 18 лет все кардинально поменялось. В России появились собственные великие высококачественные вина. Это признали даже ведущие мировые специалисты. Наши вина получили более 500 наград за последние 6 лет на крупнейших мировых выставках, из них более 250 наград на ведущих лондонских дегустационных конкурсах. Российские вина теперь подают на приемах высших должностных лиц. Они активно конкурируют с импортными, и это основной тренд последних лет.

Михаил Смирнов считает, что беда российских вин на текущий момент – отсутствие стабильности качества:

- Пока у нас со стабильностью не очень. И, тем не менее, наши вина по соотношению «цена-качество» выигрывают у импортных. Импортеры закладывают в цену фактически все риски – таможенные, транспортные и так далее, и так далее. И получается резкий взлет цены. К сожалению, наученные горьким опытом импортеры вынуждены закладывать такую маржу.

Александр Фомин считает, что серьезному рывку в отношении качества отечественной винодельческой продукции способствует политика государства:

- Последние лет 15 идет активная работа по возрождению промышленного виноградарства. Есть программа, согласно который из бюджета государства будет выделено 46 млрд рублей только на виноделие. Были внесены поправки. Например, акцизы снизили для виноделов в два раза. Определенные есть преференции для тех, кто делает вино из своего виноматериала – чтобы стимулировать этот бизнес. В налоговой сфере снижены цены на лицензии, причем, значительно: было 100 тысяч рублей, если я не ошибаюсь, а стало 60. Процедура упрощена. В 2016 году господдержка очень выросла.

Михаил Смирнов также отметил рост интереса бизнесменов к виноделию:

- У нас пошли достаточно большие деньги в вино, именно в российское вино. Среди богатых людей стало модно покупать не виллу на мысе Антиб, а винодельню в Краснодарском крае. Быть виноделом престижно во всем мире. Это дорогое занятие: нужно современное оборудование из нержавеющей стали, а это дорого, плюс специалисты приглашенные, чаще всего иностранные, которые ставят весь процесс нашим производителям.

Итак, пока на рынке отсутствовали привычные еще по советской жизни вина, страна научилась производить свои. И если бы их еще признали не алкоголем, а едой, было бы совсем хорошо. Пока что к рулю российского виноделия пробивается крупный бизнес, а вопрос о том, вернется ли к нам молдавское вино, остается открытым: мы, как выяснилось, и сами с усами, только в массе предпочитаем водку. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы