Экономика

Авиапассажиры в немецком плену - репортаж с забастовки работников аэропорта в Берлине

Отправляясь на ежегодное must be событие в сфере туризма — берлинскую выставку ITB, всегда убеждаешься в том, что к масштабному прибытию иностранных гостей немцы готовятся тщательно и обстоятельно — увеличивают число полицейских в присутственных местах, планомерно и немилосердно повышают цены на проживание в отелях (особенно расположенных близко к выставочному «городу» Messe Berlin) и... методично устраивают транспортные забастовки. В нынешнем году отличились наземные службы  берлинских аэропортов, которые устроили суточный «перекур» в работе напряженно работающих в дни выставки терминалов Tegel  и Schoenefeld.

По словам постоянных посетителей выставки, бывали годы, когда в начале марта — традиционном для проведения ITB — общественный транспорт Берлина был полностью парализован, в результате чего таксисты немецкой столицы все дни работы международной туристской биржи возносили хвалу своему желтому в шашечках богу. В этом году отличился профсоюз наземного персонала воздушных гаваней  Берлина, который решил привлечь внимание всей мировой общественности к давнему  тарифному спору об уровне оплаты труда. Уже состоявшаяся в феврале забастовка, в результате которой отменили более 200 авиарейсов, не принесла желаемого результата. Нынешняя «черная пятница» 10 марта стала днем тренировки нервной системы не только для руководства аэропортов, но и для многих желающих увидеть «весь мир в одном флаконе».

Профсоюз Verdi добивается повышения почасовой зарплаты в среднем с €11 до €12 для наземного персонала. По тарифному спору было проведено уже несколько раундов переговоров. Такое повышение зарплаты сразу для двух тысяч сотрудников руководство аэропортов осуществлять отказывается, и выдвигает встречное предложение — повысить зарплату на 8 процентов в течение ближайших трех лет. Как говорится, нашла коса на камень. В преддверии выставки, кстати, немецкие власти приняли ряд превентивных мер — сменили всю «верхушку» менеджеров высшего руководящего звена.

zabast2

Однако это не помогло — приехав c утра в Шёнефельд с внушительным чемоданом разрешенной массы 23 кг, я увидела чинно расхаживающих между самодельных транспарантов  людей в лимонного цвета униформе, попивающих с олимпийским спокойствием горячий кофе. Табло прибытия и отправки рейсов с немецкой аккуратностью показывало в графе «статус рейса» международно-английское cancelled и угрожающе-тевтонское gestrichen. В общем и целом в результате нынешней забастовки аэропорт «Шенефельд» отменил 204 рейса, «Тегель» - 455.

Немного предыстории — накануне в павильонах ITB, активно общаясь относительно грядущей воздушной блокады с представителями авиакомпаний, я получала неутешительные прогнозы зарубежных экспертов («забастовка обязательно состоится») и бодро-оптимистичные уверения представителей «Аэрофлота» в том, что «в случае отмены рейса вас обязательно предупредят» и «предоставят полную компенсацию».

zabast3

Между тем в девять утра в непривычно пустом здании терминала «Шёнефельд» была слышна исключительно русская речь, а длинная, как хвост динозавра, очередь стояла только к окошку «Аэрофлота». Всех остальных своих пассажиров другие авиакомпании, видимо, предупредили заранее. А мне и другим товарищам по несчастью, с которыми я уже бодро обсуждала пути отступления, уже в 9:41 пришло сообщение: «Благодарим Вас за то, что Вы воспользовались сервисом Онлайн-регистрация. Ваш посадочный талон (формат PDF) во вложении». Российская авиакомпания старательно делала вид, что все идет по плану, и что рейс SU 6642 — вполне себе рядовой и благополучный.

Между тем упоминание именно об этом рейсе таинственным образом исчезло с немецкого табло вылетов. При этом в ответ на нервные звонки растерянных пассажиров сотрудники московского колл-центра сообщали, что насчет SU 6642 у них нет никакой информации. Стоявшему рядом со мной командировочному, звонившему из Берлина в Москву со своего мобильника, приятный женский голос отвечал, что у компании «нет технической возможности связаться с сотрудниками «Аэрофлота» в Берлине». Положив трубку, молодой  айтишник меланхолично предложил каждому в очереди доплатить ту самую разницу 1 евро в тарифе оплаты труда за час работы персонала, чтобы служащие аэропорта все-таки выпустили летящих в Северную столицу.

zabast4

Очередь разделилась на три лагеря — группа дам с активной жизненной позицией взялась писать коллективное заявление на имя «главного начальника» с требованиями оплатить, заплатить и выплатить все на свете, включая выпитый в очереди кофе. Более опытные деловые путешественники подхватили чемоданы и отправились на ближайший баннхофф, чтобы попытаться самостоятельно и как можно быстрее выбраться из немецкой столицы. Самые спокойные и здравомыслящие остались стоять в очереди, ожидая персональной аудиенции удивительно выдержанной дамы за стойкой, которая предлагала каждому пассажиру возможные решения проблемы — вылететь вечером пятницы из Дрездена, но в Москву, утром субботы в Петербург, но из Гамбурга, и из Берлина, но уже утром понедельника. При этом имеющиеся на руках пассажиров билеты  просто перерегистрировались на другой рейс из другого аэропорта, и на «боевые потери» можно было списать только стоимость билета до Дрездена и Гамбурга. Кстати, именно эта дама методично разъясняла всем пассажирам, что в данном случае рейс был отменен не по вине авиакомпании, а в результате форс-мажора, и создавшаяся ситуация сродни  той, что возникла после извержения вулкана Э́йяфьядлайё̀кюдль...

Подивившись выдержке служащей «Аэрофлота», которая почему-то бастовать за компанию с немцами отказалась, и проверив расписание и стоимость поездки в Гамбург на автобусе, я решилась воспользоваться текущим предложением, чтобы не потерять возможность оказаться дома как можно раньше. Однако меня очень беспокоит то, что если текущая забастовка не принесет результатов, служащие немецких аэропортов грозятся устроить забастовки в аэропортах Кельна, Дюссельдорфа, Гамбурга и Мюнхена. Надо бы поторопиться, а заодно скрестить пальцы, чтобы сегодня не забастовал самый рациональный в мире берлинский общественный транспорт. Хотя, пожалуй, мне больше по душе итальянский стиль — хоть тамошние поезда и частенько ходят вне расписания, зато во время  забастовки  шанс улететь и уехать из бастующего города все-таки есть...

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы