Экономика

О чём мечтают логисты

Логистика пока держится на дешёвой рабочей силе, а не на технологиях. Человеку нужен человек. И в последние годы  консультантов по нажатию кнопок на банкомате стало больше. С одной стороны, идет автоматизация и исполнители процессов не нужны, но с другой - нужны и проводники. Поэтому при инвестировании в автоматы не всегда получается сэкономить на человеческих ресурсах. Пожалуй, это главные выводы, которые можно было сделать на конференции РБК "Логистика. Инвестиции в эффективность".

"Недавно я встречалась с немецкими партнерами, и они рассказывали, как у них летают по складу дроны, находят нужный товар, извлекают его. На складе Amazon система устроена так же, - эмоционально начала своё выступление Юлия Битюцкая, директор по маркетингу  КСЭ. -  А где же обратная сторона автоматизации? Дроны, беспилотники. Буквально век назад, когда стало понятно, что машины заменят лошадей, газеты били тревогу - что делать с огромными конюшенными хозяйствами? Обратную сторону автоматизации мы можем наблюдать на примере банковской сферы, где этот процесс достиг 70%. Первую линию банка составляют банкоматы, людей нет. Когда эту систему только тестировали, рассчитывая, что автоматы заменят человека полностью, оказалось, что люди подходят в первую очередь к тем банкоматам, рядом с которыми есть человек". 

Следующий спикер представлял гиганта российского рынка e-commerce.

Директор пригородного центра исполнения заказов Юлмарт Михаил Терещенко рассказал, что одна из главных составляющих эффективной работы компании - хорошо выстроенная логистика, другая - мультикатегорийная сетка товаров.

«Несколько лет назад Юлмарт занимался торговлей компьютерным оборудованием и комплектующими к нему. Теперь у нас 12 000 своих позиций и 12 млн разных других, которые идут под заказ. Все заказы оформляются онлайн, при этом 48% клиентов забирают свои заказы в городском или пригородном центре исполнения заказов, 30% - в пунктах выдачи так называемой шаговой доступности, 22% - через доставку. Среднее время выдачи заказа - 6 минут». О том, как произошёл такой размах и переоценка ценностей руководства компании, какие были риски и вызовы, как с ними удалось справиться, Терещенко утаивает, делясь только успехами и свершениями.

Обсуждение насущных проблем и кейсов сносится в кулуары, но времени на обмен опытом и контактами всего ничего - получасовой кофе-брейк. Не все за это время успели получить контакты потенциальных партнеров - все деловые люди, у которых по несколько важных встреч в день.

- Представить только! 21-ый век, а в Тыве пришлось сбрасывать доставку с вертолета! - рассказывают за столиком по соседству со мной.

- А у нас была история, когда везли книги в одну из школ Дагестана. Водитель привёз 99 книг, а в контракте значится 100! И его не выпускали из школы! "Пока не привезешь, не отпустим". Вопрос логики их мало волновал. Оказалось, что в министерство они подали заявку на 100 книг, но там по какой-то причине заказали 99, а наш доставщик привёз по заказу 99 книг, - рассказывает сотрудник издательства "Просвещение".

Об этом не говорят с трибуны, слишком местные и частные проблемы. У спикеров, представляющих большой бизнес или власть, всё идёт гладко и по накатанной. Кризиса нет, дефицита инвестиций нет, склады не пустуют (что вы, что вы, боже упаси!). Каждое вложение оборачивается фантастическим успехом, по крайней мере, можно так подумать, послушав заливистые речи.

Склад Amazon ставят в пример многие логисты, а для фоновой презентации используют фотографии этих складов: там работает система хаотичного хранения, т.е. товары складируются вне зависимости от категории, но в зависимости от наличия оптимального свободного пространства. Благодаря штриховому кодированию и отлаженной автоматизированной системе нужный товар находится очень быстро. Опять же, на складе используются дроны. 

- У кого на складе используется штриховое кодирование? - спрашивает модератор дискуссии Василий Дёмин, директор Научно-образовательного центра инновационных технологий в логистике. В зале робко поднимается несколько рук. Негусто. - В технологическом плане у нас очень много пробелов.

Ну что до использования дронов, Михаил Терещенко в своей речи утверждает: “Человеческий труд дешевле и эффективнее по сравнению с автоматизацией".

Но хоть человек и лучше дрона, на головокружительную карьеру в логистике рассчитывать не стоит.

- Согласно статистике, при старой схеме развития в США дефицит кадров в логистике составит 30 млн человек, в Германии - 6 млн человек. Существует подобная тенденция в России? - задают вопрос из зала.

Борис Денисов, менеджер по локальному транспорту Leroy Merlin, отвечает: "К моему глубочайшему сожалению дефицита кадров в логистике нет. Это, конечно, сказывается на зарплатах. Уровень зарплат в логистике снижается - мои слезы. Даже 7 лет назад оплата труда была выше. Но отсюда и снижение квалификации. На решение сложных задач кадров практически нет, они вырастают внутри компании".

Несомненно, все виды бизнеса столкнулись с последствиями санкций, контрсанкций, падения рубля. Но вызовами их назвал только Максим Атнашев, директор интегрированных цепей поставок Ferrero по Росии, странам СНГ и Центральной Азии, и немного рассказал о том, что сделала компания, чтобы сгладить негативные последствия этих событий.

- Все перешли в режим экономии потребления. Мы увидели, что, несмотря на то, что доходы населения сильно упали, люди все равно хотят покупать качественные продукты. И что мы сделали? Выпустили нашу продукцию в меньших размерах. Мы увеличили объем локализации производства - во Владимире. Вот интересный, но не совсем понятный момент: Россия - один из крупнейших поставщиков алюминия, но глубокой переработки в фольгу здесь нет, только в Европе. С августа прошлого года мы начали поставки в Польшу, но это, правда, всего 0,5% от нашего производства. Есть поставки в Бразилию.

Финальным аккордом стало выступление Галины Бубновой, члена комитета Торговой Палаты предпринимателей России по логистике. Из её речи стало ясно - вот будет полностью реализован проект Шелкового пути, будет "цифровая" железная дорога - заживём.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы