Политика

Омоложение губернаторов: к власти приходят новые технократы

В России прошёл очередной большой этап смены региональных элит, за полторы недели сменились сразу пять губернаторов, включая скандально известного конфликтами с оппозицией Александра Худилайнена. Эксперты называют новых лидеров технократами и объясняют, почему это определение не равно «либералу».

Первым в ходе больших перестановок ушел губернатор Пермского края Виктор Басаргин, он перешел в руководство Ространснадзора. Новым главой края назначен местный уроженец, 37-летний глава экономического департамента Москвы Максим Решетников. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын уволился 7 февраля, его сменил заместитель министра транспорта Алексей Цыденов, который ранее занимал высокие посты на жд-предприятиях Дальнего Востока. 13 февраля об отставке объявил губернатор Новгородской области Сергей Митин, на смену ему пришел 37-летний гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. СМИ заранее сообщали также о грозящей отставке главы Карелии Александра Худилайнена и губернатора Рязанской области Олега Ковалева. Прогноз оправдался, и их сменщиками стали соответственно руководитель Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков и бывший мэр Калуги Николай Любимов. Объясняя свою отставку, губернаторы заявляли, что самостоятельно приняли решение не идти на следующие выборы и уходят заранее для того, чтобы дать возможность своим сменщикам войти в курс дел. Никаких комментариев на тему того, как такое решение случайно пришло в голову сразу пяти высоким чиновникам, не последовало. Еще двумя фигурами в «списке на вылет» были Евгений  Куйвашев (Свердловская область) и Павел Коньков (Ивановская область), но им удалось удержаться, по крайней мере, в ходе текущего «пакета» больших кадровых решений.

Напомним, предыдущий большой этап кадровых перестановок прошел летом, когда сменились главы ФТС, СЗФО, Калининградской и Ярославской областей. В этот раз перестановки не сопровождались обысками, прошли намного спокойней, а политологи сошлись на том, что для коллективной характеристики новых назначенцев лучше всего подходит словосочетание «молодой технократ».

Заметней прочих об этом в своем комментарии «Медузе» заявил профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимир Гельман. Он отметил, что в России технократами принято считать квалифицированных экономистов, которые занимают управленческие должности в государственном аппарате и реализуют определенные задачи, не претендуя на принятие ключевых политических решений. Владимир Гельман привел несколько примеров российских и иностранных политиков, которых часто называют технократами. Среди них оказались Егор Гайдар, Герман Греф, Эльвира Набиуллина а также команды экономистов, возглавивших правительства Испании и Чили и обеспечивших мягкий переход власти от Франко и Пиночета к демократически избранным лидерам.

Сразу несколько комментаторов отметили интересную тенденцию в подборке Гельмана. Абсолютно все названные им политики, как российские, так и иностранные гораздо чаще характеризуются не «технократами», а «либералами» или «неолибералами». Появилась даже шутка, что «технократ», это либерал, который стесняется называть вещи своими именами. Сам Владимир Гельман с такой интерпретацией своих слов не согласен.    

«В разных контекстах технократы решают разные задачи. В каких-то случаях они бывают либеральными, но далеко не всегда. Либерализм - это идеология, а именно отсутствие идеологической окраски – самая важная черта технократов. Так, кардинал Ришелье был ярким технократом, но никто не станет называть его либералом. Либерал и технократ соотносятся как красное и круглое», - сообщил Гельман в комментарии ПРОВЭД.

Содержательно гораздо более близким синонимом «технократу» является расхожее публицистическое клише 90-ых «крепкий хозяйственник». «Между «технократами и «крепкими хозяйственниками» поколенческая разница. «Хозяйственниками» называли людей, которые имели опыт управления в советской системе, в первую очередь это Юрий Лужков и Яковлев. Сегодня приходят люди с совершенно другим опытом, опытом управленческой работы в условиях рыночной экономики. Со временем их будет становиться все больше. Замена независимых политических фигур неизбежно произойдет просто в силу смены поколений, во власти будет все больше персонажей типа Антона Вайно. Но это связано не только с пожеланиями первых лиц, а даже просто с тем, что власти нуждаются в квалифицированных управленцах, а не только в тех, кто проявляет политическую лояльность и умеет говорить красивые слова», - отметил Гельман.  

Политолог Игорь Бунин отмечает, что произошло омоложение и обновление губернаторского корпуса, замена политиков, которые не справляются со своими обязанностями.

«В каждом случае у ушедших губернаторов не все было в порядке. Худилайнен полностью не справился со своими обязанностями, был вынужден снимать избранного мэра, имел тяжкие проблемы с оппозицией. У Мишина был конфликт с мэром, в котором мэру удалось удержаться. У Ковалева в Рязани были серьезные проблемы со здоровьем. У Ноговицина в Бурятии был моральный износ, о том, что он очень устал, писали активно», - рассказал Бунин.

В целом эксперт согласен, что «технократ» это хорошее определение для новых региональных лидеров.

«Небольшое смешение понятий «технократ» и «либерал» действительно есть. Просто из-за того что эффективное решение любых задач сегодня требует большей открытостью миру, большей приверженности либеральной экономике. Можно сказать, что технократы - это более прогрессивные люди, чем прежние губернаторы. Самым чистым образцом технократа разумно было бы назвать Максима Решетникова. Он экономист, у него хорошее образование, он прошел большую бюрократическую школу. Сильнее всего выбивается новый глава Карелии Парфененков – он выходец из силовых структур, что совершенно не характерно для технократов», - отметил политолог. 

Но, возможно, лучше всего сегодняшнюю российскую власть характеризует даже не то, кто именно назначен на конкретную должность, а то, что обо всех назначениях стало заранее известно СМИ. Еще несколько лет назад именно полная внезапность и непредсказуемость перестановок были фирменным стилем власти. Теперь же в большинстве случаев происходят утечки информации, причем иногда они явно невыгодны властям. Политолог Екатерин Шульман считает это проявлением «новой прозрачности» - все меньшей возможности держать хоть что-то в тайне в наступившей информационной эпохе. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы