Экономика

За маркировку лекарств заплатим сами

С 1 февраля в России официально запущен эксперимент по организации маркировки упаковки лекарственных препаратов спецкодами для борьбы с подделками. Как водится, государство приглашает фармкомпании принять участие добровольно, обещает, что на ценах проект не отразится, да и вовсе власть уверена, что в выигрыше останутся все. ПРОВЭД выяснил, что для успешного внедрения новаций бабушкам нужно овладеть смартфонами, потребителям приготовиться платить больше, а производителям – закупать новое оборудование. 

Борьба с контрафактом и конкуренцией

По словам вице-премьера Ольги Голодец, в последнее время участились жалобы населения из-за присутствия на российском рынке контрафактных лекарственных препаратов и самый эффективный способ решить проблему – введение обязательной маркировки всех лекарств. Запущенный на днях пилотный проект как раз направлен на избавление рынка от контрафакта. «Производство подделок лекарственных препаратов - огромный высокодоходный бизнес, бороться с которым без участия государства невозможно. Поэтому сам факт того, что инициируются законодательные инициативы, направленные на борьбу с контрафактом, говорит о позитивном развитии государства», - соглашается Сергей Мурашов, генеральный директор ООО «Авента-Инфо», Система бренд-контроля DAT, эксперт по защите товаров от подделок. «Однако проблема в том, что зачастую под флагом «борьбы с контрафактом» могут скрываться интересы коммерческих структур по внедрению своей технологии в конкретной отрасли. Стоит отметить, что правообладатели накопили существенный практический опыт применения различных способов защиты товаров от подделок, а проведение тендеров позволяет найти лучшее для конкретной компании соотношение затрат к полученным результатам. Внедрение одной технологии убивает опыт компаний в области защиты продукции от контрафакта, уже показавшей свою эффективность», - пояснил эксперт. Далее логика понятна: привязанный к одной технологии, производитель вынужден нести дополнительные расходы на внедрение и поддержку системы распознавания подлинности. «В итоге затраты производителя существенно увеличиваются, и производитель переносит их на плечи потребителей, поднимая отпускную цену. А ведь специфика рынка лекарств - в широком диапазоне разброса цен на различные медикаменты. Технология защиты от подделки, подходящая для лекарства стоимостью свыше 1000 рублей, совершенно не пригодна для таблеток стоимостью 10 рублей», - отметил Сергей Мурашов.

По замыслу разработчиков, на дешевых медикаментах будет недорогой в нанесении двойной штрих-код, на дорогих – RFID-метка. «Насколько «недорогой» штрих-код будет недорогим для самых дешевых лекарств, и насколько он обеспечит защиту от подделки - станет известно позднее», - отметил эксперт.

Неожиданный снег зимой

Вице-премьер Аркадий Дворкович в связи с запуском эксперимента по маркировке лекарств заявил, что власти страны не ожидают роста цен на препараты. Однако эксперты сразу засомневались в обнадеживающем прогнозе чиновника. «На начальном этапе изменение цен пройдет незамеченным, поскольку тестово планируется введение маркировки на дорогих препаратах, связанных с государственной программой «Семь нозолий» (лекарственные средства, предназначенные для лечения больных семью редкими и наиболее дорогостоящими заболеваниями, централизованно закупаемые за счёт средств федерального бюджета). Поэтому вопрос повышения стоимости встанет позднее, после расширения маркировки на другие лекарства», - считает Сергей Мурашов.

Лекарства, полезные только фармацевтическим компаниямВведение системы маркировки препаратов – один из приоритетных проектов Минздрава, на внедрение которого понадобится более 14 млрд руб. Логично, что эту сумму разделят между собой участники рынка. По словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, один аптечный сканер будет стоить фармточке около 12–15 тысяч рублей, а промышленный сканер для производителя обойдется в миллионы рублей, что может привести к повышению цен на лекарства в среднем на 3%.

Не в коня корм

Также эксперты усомнились в соответствии уровня проекта его основной аудитории. «Отдельный открытый вопрос - что, кроме повышения стоимости, даст маркировка потребителю? Сможет ли он, без специальных знаний, без навороченных девайсов, без дополнительных мобильных приложений, без специального оборудования воспользоваться проверкой подлинности? Ведь значительную группу покупателей медикаментов составляют люди старшего поколения, которые не имеют возможности использовать последние достижения ИТ-индустрии. Из опыта работы нашей компании: чем проще осуществить проверку подлинности потребителю, тем большее количество граждан пользуются такой возможностью. Любое усложнение механизма защиты от подделок приводит к тому, что потребитель полагается на «авось» и честное слово продавца, убеждающего в оригинальности продающейся у него продукции», - пояснил Сергей Мурашов. По словам эксперта, принципиально важно, чтобы у потребителя был доступный способ распознавания подлинности. «Проверять лекарство на фальсификат сейчас предлагается с помощью специальной программы на мобильном телефоне. Остается открытым вопрос, сможет ли любой потребитель воспользоваться этой программой. Ведь в настоящее время используется большое количество старых моделей телефонов без возможности установки мобильных приложений, да и не все пользователи умеют ими пользоваться», - резюмировал наш собеседник.

В Росздравнадзоре отметили, что проект по маркировке спецкодами упаковок лекарств на начальном этапе охватит 10% рынка и охватит свыше 60 наименований лекарственных препаратов. Готовность принять участие в пилотном проекте выразили 23 производителя лекарственных средств, 4 крупнейших фармацевтических дистрибьютора, свыше 30 медицинских организаций и более 250 организаций розничной торговли лекарственными препаратами, в том числе аптечные сети федерального и регионального масштаба. «По мере проведения эксперимента число участников увеличится», — заверили в организации. 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы