Общество

Жалоба в ЕСПЧ: стоит ли овчинка выделки?

Когда российское правосудие поворачивается к гражданам спиной, Европейский суд по правам человеком становится последним оплотом надежды на справедливость. В СМИ по очереди поднимаются два дела – Алексея Навального (ЕСПЧ уже обязал Россию выплатить ему 63,5 тыс. евро за необоснованные задержания) и бывших акционеров ЮКОСа (в 2014 году ЕСПЧ присудил им в общей сложности 1,8 млрд евро, но Конституционный суд заявил о невозможности такой выплаты, так как она противоречит Конституции). Простые смертные тоже обращаются в ЕСЧП в поисках справедливости, и нередко Фемида встаёт на их сторону. Мы посмотрели, кому и за что в последний отчетный период Россия выплачивала компенсации по решению ЕСПЧ. Все нижеперечисленные выплаты были произведены 4 января 2017 года.

Дудаева против России. Компенсация – 120 тыс. евро

Зара Дудаева подала иск в ЕСПЧ в ноябре 2009 года. В нём говорилось, что в июле 2002 года федеральные военнослужащие во время комендантского часа напали на её дом в Грозном, убили ее сына, а мужа похитили и впоследствии убили и что российские власти не провели эффективное расследование дела. В июне 2013 года заявление было направлено правительству. Представитель РФ в ЕСПЧ не оспаривал факты, озвученные стороной Зары Дудаевой, однако отрицал причастность военнослужащих РФ к убийству ее сына и исчезновению мужа. ЕСПЧ назначил Заре Дудаевой компенсацию в размере 120 тыс. евро (сама она требований по компенсации не выдвигала).

Бимурадова против России. Компенсация – 20 тыс. евро

Тоита Бимурадова подала иск в ЕСПЧ в декабре 2010 года. В жалобе она утверждала, что её брат Магомед Бимурадов в мае 2002 года был похищен российскими военнослужащими в Чечне и что эффективное расследование по этому делу не было произведено. Заявительница требовала компенсации материального ущерба (по потере кормильца) 567,602 российских рублей и 65 тыс. евро в качестве возмещения морального ущерба. Суд постановил выплатить 20 тыс. евро за моральный вред, требование по компенсации материального ущерба было отклонено.

Петров против России. Компенсация − 20 тыс. евро

Роман Петров подал в ЕСПЧ иск в июле 2008 года. Он жаловался на то, что его предварительное заключение было незаконным и чрезмерно длительным и что его апелляция против одного из приказов о содержании под стражей не была рассмотрена безотлагательно.  В октябре 2012 года заявление было направлено правительству. Заявитель требовал 60 тыс. евро в качестве компенсации. ЕСПЧ назначил компенсацию в размере 20 тыс. евро.

Шлычков против России. Компенсация – 19,5 тыс. евро

В 2004 году Сергей Шлычков подал в ЕСПЧ иск против России. В нём он жаловался на жестокое обращение во время содержания под стражей, на то, что эффективного расследования предполагаемого жестокого обращения не было произведено, а также на то, что признание, на основании которого он был осужден, было получено под давлением. 26 февраля 2010 года заявление было направлено правительству. Россиянин требовал выплатить ему 40 тыс. евро в качестве компенсации материального ущерба (для восстановления здоровья после жестокого обращения), 30 тыс. евро – для компенсации морального ущерба и 650 тыс. евро в качестве компенсации за содержание под стражей. ЕСПЧ удовлетворил жалобу частично, а выплатить постановил 19,5 тыс. евро.

Васенин против России. Компенсация – 9,7 тыс. евро

Евгений Васенин подал жалобу в ЕСПЧ в 2006 году. Он утверждал что, находясь в заключении, не получил надлежащую медицинскую помощь; что его содержание под стражей в изоляторе временного содержания для его принудительного лечения в психиатрической больнице было произвольным; что уголовное дело в отношении него было несправедливым. В частности, он был лишён возможности присутствовать на судебном процессе, качество юридической помощи было скудным, а также он был лишен права на обжалование приговора суда первой инстанции. Васенин требовал выплаты 900 тыс. евро в качестве компенсации за моральный ущерб. ЕСПЧ частично удовлетворил иск, назначив компенсацию в размере 9,7 тыс. евро.

Попов против России. Компенсация − 9 тыс. евро

Борис Попов, житель Кемеровской области, подал в ЕСПЧ иск в августе 2005 года. В нём он жаловался на то, что его содержание под стражей в полицейском участке было незаконным, и что национальные суды отклонили его иски о компенсации, а также на то, что его право на справедливое судебное разбирательство было нарушено. Россиянин просил о компенсации в 70 тыс. евро. ЕСПЧ постановил выплатить Борису Попову 9 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.

Сулиев против России. Компенсация – 4 тыс. евро

Ширин Сулиев, житель посёлка Зимовники (Ростовская область) в 2009 году подал в ЕСПЧ жалобу на условия содержания в исправительном учреждении. В октябре 2015 года официальный представитель со стороны правительства России направил в суд письмо, в котором сообщил, что россиянину было предложено дружественное урегулирование конфликта с выплатой 4 тыс. евро (включая компенсацию и судебные издержки). Истец согласился на условия второй стороны.

Антуфьев против России. Компенсация – 2,5 тыс. евро

Игорь Антуфьев обратился в ЕСПЧ в августе 2007 года. Он жаловался на то, что срок его заключения под стражей был продлен из-за неявки на слушание, однако ни он, ни его адвокат не были должным образом проинформированы об очередном заседании. Сторона, представлявшая Российскую Федерацию, согласилась с претензией, и конфликт был улажен без судебного разбирательства. Заявителю выплатили 2,5 тыс. евро в качестве компенсации морального ущерба.

Талалаев против России. Компенсация – 2 тыс. евро

Николай Талалаев, житель российской столицы, в 2009 году подал в ЕСПЧ иск против России. Он жаловался на нарушение его права на доступ к суду и невыполнение судебного решения в его пользу. Конфликт был урегулирован по согласию сторон – представители России предложили Талалаеву компенсацию в размере 2 тыс. евро, на которую он согласился.

Булин против России. Компенсация – 1,6 тыс. евро

Антон Булин подал иск в ЕСПЧ в январе 2006 года. Заявитель жаловался на чрезмерную продолжительность своего предварительного заключения – оно продлевалось несколько раз, при этом имело место прекращение дела за отсутствием состава преступления, однако почти сразу решение следователя было отменено судом, а срок предварительного заключения продлен. До вынесения приговора Булин пробыл в заключении более 1,5 лет. Он требовал 30 тыс. евро в качестве компенсации морального ущерба, суд постановил выплатить россиянину 1,6 тыс. евро.

Ахмадулина против России. Компенсация – 1,3 тыс. евро

В 2008 Винера Ахмадулина пожаловалась в ЕСПЧ на задержки исполнения решения, вынесенного Советским районным судом г. Уфы от 5 декабря 2005 года. В 2015 году сторона, представлявшая РФ, согласилась с жалобой россиянки, и предложила ей 1280 евро в качестве справедливой компенсации. Заявитель согласилась на условия ответчика.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы