Таможня

Эффект Чебурашки, или Очень странные особенности коррупции в Самарской таможне

Когда в ноябре прошлого года Самарская таможня и ПТУ настойчиво попросили общественность обратить внимание на коррупцию в Самарской таможне, правда, по одному только вопросу, связанному с преференциями, я негодовал: ну как же так, такой правовой беспредел в Самарской таможне, такого не должно быть, президент уже не просто говорит, а требует, а тут такое.

После выхода предыдущей публикации на эту тему я имел возможность пообщаться с сотрудниками Приволжской транспортной прокуратуры (ПТП), которые сначала разводили руками, потом все же погрузились в проблему и увидели нарушения. Удалось пообщаться и с руководством Приволжского таможенного управления (ПТУ), правда, с тех пор после общения ПТУ хранит молчание, может быть, там некому говорить или просто нечего сказать, такое тоже бывает, не знаю причин, могу только о них догадываться. Если человек что-то обещал, то он обязан это сделать, а если не смог выполнить обещанное, то хотя бы пусть имеет честность и смелость об этом сказать, тем более, если человек в погонах. Но в этой ситуации ПТУ уж лучше молчать.

Напомню суть вопроса. Должностные лица Самарской таможни, в одном случае проведя фиктивную проверку сертификатов происхождения, взыскали с Таможенного представителя (Представитель) таможенные платежи, которые почти за полтора года до этого эти же должностные лица признали преференцией. В другом случае, при абсолютно аналогичной ситуации, таможня взыскала и тут же вернула взысканное другому таможенному представителю. Казалось бы, на лицо все признаки коррупционного проявления, но ПТУ даже бровью не повело, не то чтобы разобраться, а хотя бы изучить ситуацию, а вдруг предприниматель и в самом деле ошибается, вдруг неправ. Неужели у ПТУ есть "интерес" по таким схемам? Да ну, не может быть, никогда не поверю, что построена коррупционная вертикаль циничного сбора дани с импортеров от поста до регионального управления, да и суммы такие смешные для регионального управления, всего-то миллионы рублей. Да, не Захарченко.

Время шло, ПТП в вопрос вникла, нарушения выявила, вынесла представление руководителю ПТУ. Казалось бы… Но не в ситуации с ПТУ. У меня есть устойчивое ощущение, что в ПТУ просто нет ТК ТС, или кто-то подсунул им фейковый ТК ТС, а они честно по нему работают. Почему такое мнение? Да потому что в документах Самарской таможни, ПТУ, в том числе и представляемых в суд, должностные лица таможни ссылаются не то что на другие нормы, а на статьи ТК ТС, абсолютно не относящиеся к данной проблеме. Проще говоря, нарушив всё от ТК ТС до должностной инструкции, должностные лица деньги возвращать не хотят. Неужели потратили уже?

Молчит ПТУ, ну и пусть молчит. Не может ПТП пока найти рычаги заставить ПТУ осуществлять таможенное администрирование в рамках правового поля, ну не может, что тут поделаешь.

Представитель обратился в суд. Пару слов надо написать о номерах, которые исполняли представители таможни в суде, номера высшего пилотажа, нечто среднее между творчеством и фантастикой, покруче цирковых. Порой складывалось впечатление, что это не судебное заседание, а то ли КВН, то ли "Битва экстрасенсов". Что ни заявление таможни - то шедевр, шедевр на уровне мирового.

Какой вывод уже можно сделать? Что коррупция в Самарской таможне болеет, болеет странной болезнью, лишь бы не заразной оказалась, но признаки уже такие есть: ярко выраженный эгоцентризм, завышенная самооценка, склонность фантазировать. Нарушение отношений с окружающим миром и здравым смыслом.

Так вот, обратился Представитель в суд, суд долго рассматривал иск и неожиданно вынес решение в пользу Представителя, полностью удовлетворив иск.

И знаете, что больше всего удивило в ходе судебных заседаний (а их было не одно)? Совсем не то, что представляющие Самарскую таможню (а представляли таможню штатные юристы) не знают Таможенный кодекс, абсолютно не знают, и даже не то, что покрывают совершивших должностное преступление таможенников – и это совсем не корпоративная солидарность – удивило то, что представители Самарской таможни, представляющие кроме самой таможни еще и ПТУ, ФТС, Российскую Федерацию, абсолютно не переживают за таможню, за Управление, за Россию, за имидж таможенных органов, государства. В одном известном фильме такое отношение к государству было квалифицировано как "враг государства".

Я думал, что меня уже в таможенной тематике невозможно удивить, но только не Самарской таможне. Поэтому конкретно несколько цитат из судебных заседаний.

Естественно, таможня не признала требования Представителя. Не признала и всё. Имеют право. Но в суде аргумент "потому что" как-то не проходит, суд, как правило, просит другой, более обоснованный аргумент.

Для Самарской таможни и ПТУ: читаем Таможенный кодекс ТС (статьи 59, 61, 62, 63, 74, 99, 110, 111, 134), ФЗ-311, а также приказ ФТС, от 31.10.2011 №2223. Во-первых, читать полезно, а во-вторых, в этих статьях расписано, как должны были действовать должностные лица таможенного органы, чтобы, будучи уполномоченным государством органом качественно выполнять государственные функции, а не наносить ущерб имиджу страны. И вообще, ТК ТС очень полезный документ, там все расписано, что, как и кому делать. Читайте его чаще, только польза будет, и не только вам.

"Подлинность представленного обществом сертификата и производство товара в Сербии таможня не оспаривает" (цитата из решения суда).

Я смотрел направо – на здравый смысл, смотрел налево – на реальность и не мог понять, как так, таможня не оспаривает подлинность сертификата, таможня верит, что товар был произведен в Сербии, но при этом вынесла решение об отказе в представлении тарифных преференций.

На сто раз заданный вопрос: "А на основании чего отказали в преференциях и взыскали денежные средства?" – представители таможни ссылались на то, что Сертификаты заполнены с нарушением требований и порядка их заполнения. А именно: в графе 12 сертификатов наименование органа, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты, отличается от указанного в образце, доведенного до таможенных органов письмом ФТС России. Хотелось кричать: «Письмо сестра, письмо!». Уже хорошо, что письмо, а не телефонный звонок. Мне казалось, что времена, когда телефонограммой или письмом ФТС отменяла положения ТК ТС и ФЗ-311 прошли. Видимо, ошибался.

- То есть сертификат недействительный?

- Сертификат действительный, но 12 графа заполнена с нарушениями, поэтому и отказ в преференциях.

Вроде бы все понятно, но все же поинтересуюсь у Самарской таможни. ДТ были поданы и выпущены в январе 2013 года. 28.08.2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Союзной Республики Югославии подписано «Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией», к которому 22.07.2011 года подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров. На основании указанных выше международных актов 31.10.2011 года ФТС России издан приказ №2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происхождения и ввозимых из Республики Сербии», до подачи Представителем ДТ было еще два года. То есть, сказать, что в момент подачи Представителем ДТ и их выпуска в Самарской таможне была вся необходимая информация, достаточная для принятия решения о преференциях в ходе таможенного оформления, это значит ничего не сказать. Поэтому в ходе таможенного оформления преференции таможня предоставила, а потом, через год и три месяца, вдруг разглядывала графу 12 сертификатов, чтобы усмотреть там несоответствия?

И даже суду таможня не смогла представить документальные доказательства направления в процессе проведения проверки, перед принятием решения об отказе в предоставление тарифных преференций, запросов в компетентные национальные органы Сербии, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. И опять порекомендую должностным лицам Самарской таможни почитать умный документ ТК ТС, статью 111, там чётко изложено, что и как вы должны были делать в ходе проверки сведений.

Здесь будет несправедливо не отметить действия ФТС. В данной ситуации должностные лица ФТС, пусть и на обращение Представителя, но своевременно и в полном соответствии со статьями 63 и 111 ТК ТС сделали запросы в компетентные органы Сербии, которые и подтвердили подлинность сертификатов и соответственно обоснованность предоставления первоначальных таможенных преференций. И вообще, в последнее время наблюдаются стабильные проявления должностными лицами ФТС профессионализма и ответственности при выполнении своих прямых обязанностей. Чаще бы так.

shiАдвокат Анна Прокофьева

Комментарий юриста: Сегодня существующий «плановый» характер работы таможенных органов основную задачу «Обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу» полностью нивелируют. В данной ситуации можно провести параллель с работой МВД РФ, где во многих грехах обвиняют именно «палочную» систему работы. Представляя интересы таможенных органов, ФТС сотрудники не могут руководствоваться только положениями законодательных актов, они вынуждены придумывать всевозможные, очень часто абсурдные, доводы, направленные на защиту очевидных для всех незаконных решений, действий/бездействий таможенных органов, так от этого зависит оценка деятельности их подразделения, что напрямую влияет на размер их премий, поощрений. Таким образом получается очевидный для всех перекос – за принятие незаконных решений и осуществление незаконных действий/бездействий, положительно влияющих на статистику, сотрудники получают денежное вознаграждение, так как выполнен поставленный план по пополнению бюджета, а меры наказания за данные факты к ним не применяются, так как ФТС создала очень «грамотную» схему: чтобы применить к сотруднику дисциплинарную меру воздействия, необходимо провести должностную проверку, а проводит ее тот таможенный орган, где сотрудник работает и чей план выполняет, и ни представления органов прокуратуры, ни судебные решения для данной проверки не указ. 

 

Казалось бы, ну вот, разобрались. Но не в случае с Самарской таможней.

Судья скромно поинтересовался: «Ну, так почему не возмещаете излишне взысканное?».

Напряглись все присутствовавшие на заседании, даже кактус на окне напрягся. Все ждали традиционного "да потому что".

Но неожиданно представитель Самарской таможни начал фантазировать. Фантазии обрушились на участников процесса, как летний ливень, мощно, порывами и обильно: «Представитель не представил в таможню документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин».

Ну, так-то да. Надо будет еще раз посмотреть фильм «Пролетая над гнездом кукушки», очень похожая ситуация. Напоминаю Самарской таможне, что взыскание денежных средств было произведено Самарской таможней, согласно требованию таможни банк списал со счета Представителя указанную сумму. В принципе, справку, что земля круглая, а вода мокрая, лучше было бы тоже представить.

В ответ: «Представитель обратился за пределами трехлетнего срока».

Начали активно считать. ДТ были поданы в январе 2013 года, в апреле 2014 года таможня отказала в преференциях, с заявлением о возврате излишне взысканных денежных средств в Самарскую таможню Представитель обратился в июне 2016 года. По математике "двойка", я начал переживать, как с такими математическими знаниями должностные лица Самарской таможни вообще контролируют полноту начисления и уплаты таможенных платежей. Не прошёл этот математический номер.

«В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ТК ТС, применяется (восстанавливается) режим предоставления  тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации», - ответила сторона таможни.

Это не опечатка, это не оговорка, это в переписке ФТС с ПТУ и судебных документах отражено, что очередной раз подтверждает, что либо должностные лица таможни не знают ТК ТС, либо пользуются фейковым Кодексом. В пункте 2 статьи 63 ТК ТС нет такой нормы, там вообще речь идет об отсутствии документов подтверждающих страну происхождения. Если таможня слышала про то, что нормативно установлен один год для подтверждения страны происхождения – уже хорошо, но неплохо было бы самой таможне знать, в каких случаях это делается, и для полного понимания, почему сама таможня приняла решение о непредоставлении уже предоставленных преференций за пределами этого года.

«Представитель повторно пытается взыскать таможенные платежи из федерального бюджета», - утверждает таможня.

Вот это заявление. Ты посмотри, какие коммерсанты негодяи, дважды пытаются из бюджета взыскать. Могу ошибаться, но мне показалось, что по щеке судьи пробежала скупая слеза. Как же так, как такое возможно? Это уже запредельная наглость, таких шустрых надо прямо в зале суда к ногтю, обворовывают государство. Судья в ожидании сенсаций аккуратно так интересуется: каким же образом повторно?

Эффект Чебурашки, или Особенности коррупции в Самарской таможнеИ представитель таможни передаёт решение суда, в котором говорится, что в рамках какого-то договора этот Представитель пытается взыскать с другого Общества сумму абсолютно идентичную с суммой данного дела. Все начали истерично искать в интернете, когда бюджетом России стало распоряжаться общество с ограниченной ответственностью.

На вопрос, причем тут это дело, и вообще каким оно боком сюда, представитель таможни пытался пояснить, что Общество, с которого Представитель пытается взыскать, являлось импортером товара, и истец (Представитель) представлял интересы этого импортера в таможне, как таможенный представитель. Правда, тут же представитель таможни озвучил еще какие-то решения судов, которые ни к сути, ни к участникам заседания вообще никакого отношения не имели. 

- А почему тогда не взыскали с импортера?

- Так солидарная ответственность же! Вот пусть теперь таможенный представитель и взыскивает с импортера.

- Как успехи по взысканию?  - спрашивают у таможенного представителя.

- Никак, импортер ликвидирован как юридическое лицо.

- То есть, взыскать не удалось?

- Не удалось. На момент вынесения решения суда импортер уже был ликвидирован.

- Может быть, импортер уже возместил излишне взысканные платежи?

- Нет, не взыскивал, да и прав у него таких не возникло.

- Это ничего не значит, у таможенного представителя было время и были возможности взыскать с импортера. И нечего тут это, – примерно так резюмировал представитель таможни.

Если честно, то было очень стыдно, стыдно за таможню как за государственный орган, было стыдно за людей, представляющих интересы таможни, и как-то стало тревожно за будущее таможенного администрирования с такими кадрами.

Руководитель ФТС пока не спешит, уже полгода не спешит принимать решения, способствующие улучшению кадрового и профессионального потенциала таможенных органов. Видимо, у него на это есть свои причины. Ну а пока отдельные должностные лица будут своими решениями и заявлениями в прямом смысле смешить профессиональное сообщество и наносить непоправимый имиджевый вред таможенной службе. 

 

hiАдвокат Дмитрий Лутченко

Комментарий юриста: На сегодняшний день, к сожалению, таможенным органам дан определенный карт-бланш на принятие (действие/бездействие) зачастую самых абсурдных решений, при этом потери бизнеса от таких неправовых решений никто не только не оценивал, но это никого и не интересует. Да, участники ВЭД могут порекомендовать тем, кто после нескольких лет отстаивания своих прав в спорах с таможней обратиться с еще, как минимум, с двумя исками, на этот раз материальным – о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями государственного органа и о защите деловой репутации. Если в первом случае бизнесу придется в суде доказывать не только  причинно-следственную связь между незаконными действиями/бездействиями государственного органа (а это ох как не просто, хотя, так очевидно), но еще и размер понесенных убытков, отрицательный  эффект от которых не всегда можно изложить арифметически, то в случае с деловой репутацией все еще значительно сложнее – государство ее оценивает, в случае победы в суде, в копейки. В итоге, положительный аспект длительных судебных разбирательств с таможенным органом для бизнеса только один и находится он в моральной плоскости – таможенный орган несколько лет был не прав. А значит, количество неправовых решений таможенного органа, незаконных действий/бездействий будет только увеличиваться.

  

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы