Таможня

Древнерусская тоска: за несколько столетий торговое администрирование почти не изменилось

О том, как пополнять казну государства, правители задумывались испокон веков. Древняя Русь не была исключением. Князья быстро сообразили, что торговля – это настоящая золотая жила, которая может обогащать государство гораздо стабильней, чем военные походы. Исторические документы говорят о том, что власти придумывали всё новые и новые виды поборов. Например, во времена Киевской Руси при купле-продаже взималось свыше 40 видов различных пошлин, ставки которых к тому же постоянно менялись.

Но теперь на дворе XXI век, уже более 500 лет на таможне не произносят слов «промыт», «тамга» и «заповедь», а таможенное ведомство отчитывается об электронном декларировании, автоматическом категорировании и прочих современных информационных штуках нового тысячелетия. Но несмотря на все успехи, о которых таможенники докладывают регулярно в своих отчетах, Россия гораздо медленнее строит действительно эффективную таможенную систему по сравнению с другими странами. По качеству таможенного администрирования нас уже давно оставили позади и США, и страны Европейского союза, и Австралия, и государства Юго-Восточной Азии. В рейтинге Doing Business по показателям международной торговли мы опустились на 140 места из имеющихся 190, при этом подвижки в рейтинге в последние годы связаны, скорее, с изменением методик подсчета, нежели с прорывом в таможенном деле или торговых успехах.

Во многом это происходит потому, что наши власти до сих пор не могут или не хотят сменить приоритеты в таможенном деле, как того требуют международные стандарты и соглашения Всемирной таможенной организации. Сбор налогов у нас по-прежнему остаётся самой главной задачей, в то время как другие страны уже давно сделали своей первостепенной целью безопасность и упрощение таможенных и торговых процедур.

torg1

Если посмотреть на сложившуюся ситуацию с исторической точки зрения, то можно заметить, что существующая проблема уходит своими корнями очень глубоко – сегодня наше налоговое администрирование в торговле и таможенном деле мало чем отличается от тех принципов, которые существовали ещё при русских князьях. Несмотря на то, что прошли полтысячелетия, аналогии видны невооруженным взглядом.

На первый взгляд, в это трудно поверить, но на практике действительно мало что изменилось, кроме размера ставок и названий налогов.

Государево-частное партнерство

Уже в XIV веке на Руси пошлины и налоги стали главным источником внутренних доходов страны. В городах, на проезжих местах, рядом с крупными мостами и переправами стояли мытные заставы – места где велась торговля, и мытники, а впоследствии таможенники, собирали пошлины. Некоторые таможни принадлежали непосредственно государству, а к выполнению трудовых обязанностей привлекали представителей из купечества, крестьян и посадских людей. Другие же таможни сдавались на откуп - заинтересованные лица могли внести деньги в государственную казну на сумму не меньшую, чем средняя сумма пошлин за прошедший год, а пошлины уже собирались в свою пользу. Делалось это, прежде всего, для развития городов, дорог и рынков, однако были в этом и коммерческие интересы. Поддержка купечества могла сослужить хорошую службу для государя, а сами купцы – получить больше пошлин и налогов. 

Теперь подобный закон прекратил свою работу – после нескольких веков таможенные органы стали подчиняться Правительству РФ, однако сама идея подобного «откупа» никуда не делась. Так, например, почти по такому же принципу на территории страны стали строиться таможенно-логистические терминалы и «сухие порты», с размещенными на их территории таможенными постами – за счет частных инвестиций, размер которых исчислялся миллиардами рублей, создавались склады, подъездные пути и другая инфраструктура. Всё это создавало условия для роста товаропотока и, соответственно, объема платежей в бюджет, а для представителей бизнеса – дополнительную выручку от оказания логистических услуг.

torg2

Кроме того, наши власти в этом направлении пошли ещё дальше, экс-глава ФТС Андрей Бельянинов установил монопольное право отдельных ТЛТ оформлять определенные грузы – цветы, опасные грузы, продукты питания и товары из Турции, в результате чего цены на услуги этих терминалов немедленно взлетели вверх.

Подобная ситуация творится и с Центрами электронного декларирования, размещенными на коммерческих площадях, куда сегодня переносится оформление основного транспортного потока.

Пошлины проезжие

Всевозможные платы за переезд были настоящей бедой для русских купцов, и особенно в условиях феодальной раздробленности, когда каждое княжество на торговых путях устанавливало свои пошлины. Взималось сухое и водяное мыто – это были основные пошлины, которые брались с судна или саней, а иногда с цены товара. За проезд по мосту брали мостовщину и перевоз, а за проезд по отдельным благоустроенным дорогам взималось проезжее. Как правило их собирали государство или частные лица – в зависимости от того, кто содержал дорогу. Историки отмечают, что нередко другие дороги ради этого специально портили, и заваливали деревьями, а лёд зимой в тех местах, где можно было переправить груз, намеренно ломали.

Также с купцов взималось побережное – сборы с судов, причаливших к берегу, а если кто-то привозил товар в город на торги, то ему было необходимо заплатить «замыт». Были и другие пошлины – полозовое и поддужное уплачивались в зависимости от количества телег или саней в обозе, а за количество лиц, его сопровождающих, необходимо было платить костки и головщину.

К счастью, не все из этих пошлин дожили до сегодняшнего дня, но с каждым годом, в поисках источников пополнения нашей современной казны, власти всё больше обращаются к стародавнему опыту.  Семнадцать лет назад в России впервые появились платные участки дорог. Первым стал 20-километровый участок трассы  М4 «Дон». Уже тогда многим перевозчикам это казалось просто немыслимым, ведь много лет, дороги были открыты и бесплатны. Однако спустя год этот участок расширили до 50 км, а также начали строительство других объектов или устанавливали плату за уже имеющиеся трассы. Сегодня число платных участков оценивается в 432,2 км и с каждым годом стремительно растет. Не исключено, что через 10-15 лет мы не узнаем нашу транспортную систему.

В средневековой Руси существовал и другой интересный налог, он назывался «посаженное» - это была разновидность мыта, которая взималась с воза или судна, груженного товаром в зависимости от его размера. Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое, и теперь эта пошлина получила вторую жизнь в рамках системы «Платон», которая начала действовать полтора года назад. Теперь грузовики, имеющие массу свыше 12 тонн обязаны платить тариф, и в 2017 году его хотят увеличить до 3,06 рублей за километр. Уже сегодня плата стала непомерной для многих перевозчиков, особенно для небольших компаний, в результате чего они стали банкротами. Новое же увеличение тарифа может иметь катастрофические последствия для отрасли.

Плата за въезд в города, причем не только в торговых целях тоже может уже скоро стать не прошлым, а суровым настоящим. Этот вопрос правительство обсуждало на протяжении последних трех лет, и 16 декабря Госдума всё же одобрила законопроект, который позволяет региональным и муниципальным властям вводить режим платного въезда в городах с целью решения транспортных проблем. Пока еще не ясно, какие города готовы ввести такую меру, однако вполне вероятно, что одним из первых будет столица.

Пошлины торговые

После того, как купец уплатил все налоги на транспорт и, наконец, довёз драгоценный груз до места назначения, ему приходилось раскошеливаться ещё и на различные пошлины, которые сопровождали покупку и продажу товара, и их тоже было немало. Многие из них сохранились почти в неизменном виде до сих пор – изменились лишь размеры ставок и их названия.

Когда сам товар привозили на торг с него нужно было платить «явку», т.е. предъявив его мытникам, что очень похоже на современные таможенные сборы. А прародительницей нынешних таможенных пошлин была «тамга». В отличие от других выплат, она исчислялась не с количества или меры товара, а с его стоимости, которую устанавливала таможня. Естественно, мытники старались всячески эту цену завысить. Её главной отличительной особенностью было то, что пошлина взималась не заранее, а при продаже товара на рынке или ярмарке.  В дополнение к тамге существовало порядное. Подобно акцизу, платёж взимался только с некоторых товаров – с мёда, соли, рыбы и хмеля.

torg3

Сам факт продажи или покупки товаров тоже облагался несколькими налогами – некоторые из них рассчитывались от стоимости товара, некоторые с количества. С сыпучих или меримых предметов взималось осьмничее, равное 1/8 стоимости товара, также с этих товаров взималось померное, за клеймение лошади при продаже брали пятно, а при продаже людей в рабство уплачивалась головщина. Существовали и другие налоги, учитывающие специфику товара, а также платы за провоз денег.

Система сборов в то время была невероятно запутанна - один и тот же товар облагался сразу несколькими разными пошлинами. К тому же налоги на Руси применялись неодинаково, и в некоторых княжествах были завышены настолько, что не давали развиваться ремесленному производству и впоследствии промышленности, буквально отодвинув их развитие на несколько веков назад, особенно в северо-восточной части Руси.

Сегодня такого беспорядка в налоговой системе уже нет – доходы, в том числе от продажи имущества, облагаются для физических лиц НДФЛ, а юридические лица уплачивают НДС. Однако об их повышении также вновь заговорили – Минфин предлагает увеличить подоходный налог с 13% до 14% либо ввести прогрессивную ставку, а НДС – повысить до 20%.  

Торговые места

Когда купец приезжал на гостиный двор или иное место, где ему предстояло хранить товар или вести торговлю, ему также предстояло раскошелиться сразу с момента приезда. За разгрузку и складку товара нужно было заплатить свальное, за поднятие товара на весы – подъемную, за взвешивание товара – весовое, и даже отдельная плата была предусмотрена за наведение весов в равновесие, которую называли припуск. За помещение и хранение товара в гостином дворе или амбаре взыскивались пошлины «гостиное» и «амбарное». Все эти платежи почти в неизменном варианте живы и сегодня, только платятся они не государству, а компании, которая владеет складом.

Также была ещё одна пошлина, которая называлась «полавочное». В отличие от других платежей она уже давно канула в лету, но как оказалось не навсегда. Она взималась с купцов при торговле в казенных лавках или своих собственных помещениях, а её размер зависел от пространства лавки и качества товаров. Возродить традицию решили в Москве, введённый там «торговый сбор» уже в ближайшие годы распространится по остальным регионам страны. Пока что его обязаны платить все предприниматели города, осуществляющие торговлю, и платится он в зависимости от метража и места расположения торгового объекта. Максимальные ставки – в Центральном районе города – раз в квартал, предприниматель должен отдавать государству 81 тысячу рублей, и это дополнительно к стоимости аренды. 

Конечно, подобные поборы живы не только в России, но и в большинстве других стран мира, однако развитые государства уже давно взяли курс на отмену торговых барьеров и упрощение таможенных и транспортных формальностей. А мы всё ещё продолжаем вводить новые, а точнее, хорошо забытые старые поборы и методы «администрирования», порой не оставляя выбора для бизнеса, возвращаясь при этом на столетия назад.  

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы