Экономика

Как российские разборки отталкивают иностранных инвесторов

Инвестиционная привлекательность региона состоит, в том числе, из наличия гарантий защиты прав инвестора. Не взаимные санкции или высокий курс валют, а отсутствие такой уверенности становится основной причиной, по которой иностранные компании не желают вкладываться в российский бизнес. История многолетнего конфликта по поводу созданной в Ростовской области компании с турецким капиталом тому подтверждение.

Она началась ещё в 2007 году. Тогда российский бизнесмен Арменак Кочканян, ныне Артемьев, и представители крупной турецкой компании «Нух Чименто Санайи Аноним Ширкети» (Nuh Сimento Sanayi A.Ş.) договорились о создании совместного предприятия на паритетных началах. Российская сторона  предоставила на левом берегу Дона в районе универсального порта неосвоенный участок, турецкая — инвестиции в виде денег, технологий, оборудования. На первом этапе вложения должны были составить порядка 30 млн долларов, впоследствии ещё примерно 100 млн. За два года был построен порт с необходимым оборудованием, в него иностранный инвестор вложил 26 млн долларов. Партнерство в ООО «Торговый порт» определили в равных долях, 50 на 50. Кошка между российскими и турецкими бизнесменами пробежала в 2011 году.

Как российский бизнесмен «кинул» турецкого

«Турецкий инвестор предполагал, что защитит себя от недобросовестных действий записью в уставе о том, что любые сделки, превышающие 50 тысяч долларов по распоряжению активами, будут совершаться только по решению обеих сторон. Посчитали, что этого достаточно. Не могли представить, что можно подделать документы: протоколы, учредительные документы. Эти факты установлены решениями нескольких Арбитражных судов. В 2012 году произошел вывод всех активов общества», - рассказал ПРОВЭД управляющий партнёр бюро «Степанов и Аксюк» Игорь Степанов.

Как считает адвокат, представляющий интересы турецкой стороны, российский партнёр оставил турецкого без результатов инвестиций. Сначала их перестали пускать на завод, построенный на их деньги. Те потребовали вернуть вложенные средства и заявили, что дальнейших инвестиций не будет. Переговорный процесс ни к чему не привёл — начались суды. Тем временем совместное имущество Кочканян-Артемьев, используя цепочку сделок, перевёл на супругу Ольгу Кочканян-Артемьеву, владельцем порта стало ЗАО «Ярд», подконтрольное  Кочканян-Артемьеву.

Со слов Игоря Степанова, судебными актами установлено, что та же группа лиц пытается обанкротить ООО «Торговый порт» и ЗАО «Ярд». Для этих целей изготавливаются документы, подтверждающие наличие якобы имеющихся долгов ООО «Торговый порт» перед кредиторами Кочканян-Артемьева.

Судебные процессы длились более четырёх лет. Первые два года суды выносили решения в основном в пользу Кочканяна-Артемьева, но, начиная с 2015 года в споре наступил правовой перелом. Арбитражные суды, Верховный суд признали незаконность сделок, по которым были выведены активы.

В ход пошла «русская дубина»

«Летом 2015 года, когда тяжба подошла к рубежу признания этих фактов, напали на нашего адвоката, - говорит Игорь Степанов. - Он был избит до полусмерти, оказался в реанимации. Это была акция устрашения, но мы занялись делом ещё активнее. В итоге в конце года добились отмены решений, принятых не в пользу турецкой стороны».

Защитник сообщил, что прежде несколько раз предпринимались попытки инициировать уголовное преследование адвокатов «Степанов и Аксюк». 10 ноября 2016 года произошло то, что вывело дело в новую плоскость.

«Проходило подписание соглашения по привлечению стороннего инвестора  — и тут влетает ОБЭП. На удивление и следователь оказался неподалеку — ознакомились с документами. Имевшиеся надежды на арест не оправдались — оснований не нашлось. Стало очевидно, что имела место провокация», - считает адвокат.

Через две недели в адвокатском бюро «Степанов и Аксюк» прошёл обыск, было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении предпринимателя, который оказывал услуги турецкой стороне по поиску инвестора.

ИнвестНЕпривлекательность

После этого турецкий инвестор сказал: «Я в Россию ни ногой. 26 млн долларов инвестиций были вложены, а получены только неприятности и убытки». Сейчас он хочет выйти из совместного бизнеса и вернуть хотя бы часть инвестиций. Для этих целей он ищет нового инвестора, но и в этом ему препятствуют.

«Я сильно огорчён, что дело перешло в уголовную плоскость, - прокомментировал уполномоченный по защите прав предпринимателей Ростовской области Олег Дереза. - Это сильно ухудшает и деловой климат, и имиджевые позиции региона. А самое неприятное, что в споры между предпринимателями вмешиваются правоохранительные органы, и сами предприниматели инициируют это, провоцируют такое вмешательство».

По мнению председателя регионального Совета предпринимателей Игоря Симакова, здесь стоит говорить об отношении властей.

«Проблема была озвучена членом правительства Ростовской области, - поясняет он. - Но одно дело во время инвестпослания говорить, что мы любим наших инвесторов, и другое реализовать это в конкретных делах. Позиция такая: если всё хорошо, это наша заслуга, а если что-то случается, можно спрятаться за удобную фразу «спор хозяйствующих субъектов». А то, что один из субъектов лицо, облачённое общественным признанием, депутатским статусом, занимающее муниципальную должность, никого как будто не волнует».

Бизнесмен Арменак Кочканян-Артемьев — депутат городской думы Ростова-на-Дону, возглавляет фракцию «Единой России». Поскольку по телефонам компании получить от него комментарий не удалось, корреспондент ПРОВЭД обратилась в приёмную депутата. Он прокомментировал: «Ни я, ни моя супруга не являемся собственниками этой компании. В связи с этим никак не могу прокомментировать вашу информацию. Из СМИ мне известно, что возбуждено уголовное дело в отношении представителя турецкой компании по факту мошенничества при продаже доли ООО «Торговый порт», и дело расследуется в Следственном Комитете РФ». 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы