Таможня

Руслан Давыдов: Таможенные органы не должны быть тормозом для международной торговли

В ФТС признали, что таможенные органы - это всё-таки тормоз для международной торговли, и что так быть не должно. Пожалуй, это значительный шаг...

Несправедливым назвал положение России в рейтинге Doing Business по разделу Международная торговля России заместитель руководителя ФТС России, председатель Совета Всемирной таможенной организации Руслан Давыдов. 25 января в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня"он выступил перед журналистами по случаю сегодняшнего Дня таможенника, как обычно не сказав ничего, что предвещало бы скорые и заметные сдвиги в работе отечественной таможни.

Да, в пресловутом рейтинге уже давно не удается подняться выше сотых мест.

«На наш взгляд, это не справедливо и абсолютно не соответствует реальному положению дел в международной торговле и в таможенном регулировании в целом. Это понимание есть и в ВТамО. Организация не занимается разработкой рейтингов. Мы идем по пути оценки соответствия лучшим мировым практикам. Определяется насколько та или иная организация соответствует лучшим таможенным практикам, а кому нужно подтянуться», - сказал Руслан Давыдов.

Также он сообщил, что уже в этом году может быть реализован «зеленый коридор» с ЕС. На первом этапе, по словам Давыдова, со стороны ЕС в проекте будут участвовать уполномоченные экономические операторы (УЭО), а со стороны РФ компании, отнесенные к низкому уровню риска.

Аналогичные проекты, направленные на упрощение таможенных процедур, реализуются и с КНР. «Зеленый коридор» и взаимное признание результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров. В дальнейшем планируется внедрить эксперимент по обеспечению безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках.

Россия во ВТамО

В декабре 2016 года в Москве прошла 76-я сессия Политической комиссии ВТамО, в работе которой приняли участие делегации таможенных администраций более чем из 30 стран. ФТС России, в рамках своего председательства в Совете ВТамО, внесла на рассмотрение ключевые вопросы повестки. Дальнейшее

Из вопросов, внесенных по инициативе российской таможни для рассмотрения на ежегодном заседании Совета ВТамО этим летом в Брюселле, Руслан Давыдов сделал акцент на следующих:

Взаимодействие таможенной и налоговой служб

В рамках ВТамО вырабатываются рекомендации и методические указания по взаимодействию таможенных и налоговых служб. На сегодняшний день идет конкретизация этих предложений.

Трансграничная электронная торговля

Количество международных почтовых отправлений, получаемых гражданами России по каналам «Почты России», выросло за последние пять лет в 10 раз, с 22 миллионов до 230 миллионов отправлений.

«Сегодня, вся мировая экономическая элита пытается решить вопрос по регулированию интернет торговли, объемы которой ежегодно увеличиваются. С учетом роста отправлений по международному каналу интернет торговли недобросовестные люди пытаются использовать этот канал нарушая таможенные правила. Контроль в этой области необходим, он будет носить фискальный характер», - заявил Руслан Давыдов.

Упрощение процедур торговли

В рамках ВТО было в 2013 году заключено Балийское соглашение по упрощению процедур торговли.  Балийское соглашение — первое за долгие годы глобальное соглашение в сфере правил международной торговли. Документ, подписанный на уровне министров экономик, на 90 процентов связан с работой таможенных служб. ВТамО запущена программа, вырабатывающая единые рекомендации для стран, унифицирующая эту работу в глобальном масштабе.

«Задача, требующая решения, состоит в том, что таможенные службы в разных странах мира не имеют общую административную форму.  Эту сферу важно зарегулировать не просто формальным принятием всевозможных актов, ее необходимо зарегулировать методологически. Таможенные органы не должны быть тормозом для международной торговли», - сказал Руслан Давыдов.

Для того, чтобы Балийские соглашения вступили в силу, необходима ратификация документов с 110 странами. На сегодняшний день соглашение ратифицировали 104 страны.

Руслан Давыдов отметил, что было много нареканий к институту УЭО и к тому, как этот институт был сформулирован в Кодексе. В новом Кодексе присутствует смещение акцентов на этап контроля после выпуска товаров. Это дает возможность «взаимного признания» институтов УЭО.

«Под эгидой ВТамО активно проходит работа по взаимному признанию статуса УЭО. Разные страны мира на двухстороннем уровне взаимно признают статус УЭО. Это позволяет строить безопасные цепочки поставок. Если участниками цепочки поставок являются доверенные компании, при необходимости, на этапе контроля после выпуска товаров можно отследить всю цепочку движения груза. Это позволяет сокращать сроки контроля и упрощать процедуры для компаний с низкого риска», - заявил таможенный генерал.

Говоря о новом кодексе представитель ФТС в предпраздничный день не мог не сказать ещё раз о том, о чём таможенники зачем-то постоянно говорят, когда видят перед собой журналиста, а тем более их скопление – о приоритете электронного декларирования и совершения всех операций в электронном виде.

«Сегодня 99 процентов деклараций выпускается в электронном виде, но бизнес и ФТС понимают, что необходимо перейти к работе, когда и все остальные документы будут подаваться не на бумажном носителе. Зачастую, при декларации бывают десятки документов, на основании которых она заполнена. Необходимо сделать так, чтобы эти документы использовались и циркулировали в электронном виде в некой «облачной среде», и документ, уже единожды попавший в эту среду, не должен запрашиваться у участника ВЭД. Таможенники должны получать этот документ по средствам системы межведомственного электронного взаимодействия», - пояснил Руслан Давыдов.

И снова то, что все уже выучили наизусть

Сегодня, уточнил Давыдов, реализуются пилотные проекты по автоматической регистрации и автоматическому выпуску товаров, а в ряде стран Европы автоматический выпуск составляет две трети и более от всех выпускаемых деклараций.

«Идеология такая, если не сработали риски, должны быть созданы все условия для того, чтобы декларация выпускалась в автоматическом режиме, без участия должностного лица таможенных органов. Сегодня это действует в пилотном режиме, но новый Кодекс эту норму обеспечит на постоянной основе», - заявил замруководителя ФТС.

По Кодексу ТС декларация должна сопровождаться подачей документов, на основании которых она заполнена. Кодекс ЕАЭС такую норму не содержит.

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы