Общество

Очередь в детский сад: Проблему решит демографический провал

Очереди в детские сады должны вот-вот остаться в прошлом, именно такую радужную картину рисуют чиновники. Как заявляла в минувшем октябре вице-премьер Ольга Голодец, реформа дошкольного образования оценивается как одна из самых успешных. В России за последние три года было создано свыше 1,365 млн новых мест для дошкольников, в детские сады ходят более шести миллионов человек. Дефицита мест, по ее словам, почти нет - на всю страну в очередниках числятся лишь около 50 тысяч детей.

Тем не менее, эта статистика несколько лукава. Проблема очередей в садики для детей 3–7 лет действительно в большинстве регионов страны решена, но вот пристроить деток младше трех лет не могут 150 тысяч семей, четверть всех желающих, уточнил тогда еще замминистра образования и науки Александр Повалко, отчитываясь перед профильным комитетом Госдумы. Недостаток детских садов создаёт условия, при которых родители рады любому месту, что сказывается на качестве предоставляемых услуг. Так, Институт изучения детства, семьи и воспитания в своем ежегодном рейтинге детских садов уже несколько лет подряд ни одному региону России не ставит отметку «отлично», общий вывод рейтинга: дошкольное образование лучше всего в богатых нефтяных регионах Сибири и на Юге страны, а во многих иных регионах не дотягивает даже до минимальных стандартов.  

Но самое главное, сохраняется чудовищная диспропорция в распределении детских садов, одна из самых острых ситуаций – в пригородах Петербурга и Москвы. Яркой иллюстрацией этой проблемы может служить город Всеволожск Ленобласти, который почти полностью слился с Санкт-Петербургом. За последние десять лет, если округлять, численность населения Всеволожского района выросла с 200 до 300 тысяч человек и ситуация с инфраструктурой, в том числе социальной, очень тяжелая.   

sad2

Там в конце 2014 года число ожидающих очередь в садик составляла всего 1 тысячу человек, а в конце 2016 – уже 18 тысяч. Из них больше 6 тысяч – старше трех лет. Такая ситуация не слишком хорошо согласуется ни с обещаниями президента Путина, ни с обещаниями губернатора Ленобласти Александра Дрозденко о ликвидации очередей. По расчетам местного комитета по образованию, экономически обоснованная вместимость детского сада — 200 мест. Получается, что чтобы ликвидировать очереди, во Всеволожском районе нужно сразу 90 новых садиков. По расчетам на это должно уйти не меньше 15 млрд рублей.

«Моему сыну уже 4 года, и в садике он не провел ни дня. Конечно, мы совершили ошибку, не сразу встали в очередь, когда переехали во Всеволожск, но тогда нам казалось, что мне не нужно будет выходить на работу, сможем жить на зарплату мужа.  Но проблемы есть и у тех, кто всю жизнь живет здесь и подал заявление вовремя», - сетует горожанка Елена Баранова.     

В самом Петербурге тоже не всё гладко. Согласно данным комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, фактическая обеспеченность местами в детсадах составляет 43 места на тысячу человек, а по Генплану требуется 65 мест. Тем не менее, в большей части районов города сейчас серьезных очередей действительно нет.

«Родители, которым действительно нужно устроить ребенка в садик, могут это сделать, им помогут. По крайней мере, точно не нужно ждать устройства сложных, не вполне здоровых детей, им точно быстро выдадут направление в садик. Проблема заключается в низкой посещаемости в возрасте от 1,5 до 3 лет. Списочный состав групп в этом возрасте может быть и большим, но в каждый конкретный день до 30% детей сидит дома с мамами. В более старших группах этого нет», - отметила Заведующая детским садом № 33 Красногвардейского района Петербурга Зинаида Коваленко.

Как бы то ни было, фундаментальная причина очередей все же позитивна – это заметный рост рождаемости в последние годы. Впрочем, вызвано это не стимулирующей политикой государства, а чисто статистическими причинами. Как отмечают демографы, в последние годы на пике репродуктивного возраста находилось многочисленное поколение конца 80-х. Ситуация поменяется, когда действительно массово начнут рожать женщины, сами родившиеся в середине 90-х. Замдиректора института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров отметил, что уже цифры рождаемости 2016 года будут заметно хуже, чем в 2015, а потом падение будет лавинообразным. «Самое главное – помнить, что по России ситуация с обеспеченностью детскими садами очень разная, в зависимости от региона. В спальных районах мегаполисов с неразвитой инфраструктурой – самый острый дефицит», - подтверждает Захаров. При этом дефицит садиков не вполне правильно механически решать за счет простого увеличения объемов строительства, предупреждают урбанисты.  

«Социальная инфраструктура – такая же важная часть города, как и транспортная, все жилье должно быть ею обеспечено. Еще с советских времен у нас тянется традиция расширения городов за счет постройки спальных кварталов. В Европе от этого отказались еще в 70-е годы. Теперь там идут по пути компактного развития, преобразования заброшенных территорий внутри города. В Петербурге в эту концепцию хорошо вписывается проведенный городскими властями конкурс «Серый пояс. Преобразование», нацеленный на переформатирование исторических промышленных районов города. Дело в том, что рождаемость упадет, и с таким трудом и за такие деньги построенные садики будут пустовать. И их, как в 90-е опять придется сдавать в аренду бизнесу. А вот в преобразованные старые районы людям всегда будет просто доехать или даже дойти, там такой проблемы не будет», - отметил архитектор-градостроитель Илья Заливухин. 

Данные Росстата, судя по всему, подтверждают, что текущий дефицит сменится избытком мест. В начале 2017 года в России живет 1 млн 912 тысяч двухлетних детей. А, по прогнозам, в 2027 будет уже только 1 млн 494 тысячи, то есть падение будет достаточно резким. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...