Таможня

Таможня: развитие или стагнация?

В обстановке скрытой от глаз журналистов доброжелательности 27 декабря прошло совместное заседание Экспертно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России и Общественного совета при ФТС России. Прессу на такие мероприятия, по сложившейся традиции, не пускают, с материалами не знакомят, вся информация − в скупом на слова релизе пресс-службы ФТС. Общественники даже этим не порадовали. А не мешало бы. Ведь речь на заседании шла о проекте Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. ПРОВЭД слегка приоткроет для своих читателей завесу конфиденциальности.

В современных условиях, характеризуемых как внешними, так и внутренними факторами, необходимо переосмысление целей и задач ФТС, их систематизация и конкретизация. По замыслу автора идеи проекта, именно для этого для этого нужна некая Программа Развития. В отличие от Стратегии, Публичной декларации, Концепции развития и прочих размышлений, программа – документ вполне конкретный, не терпящий словоблудия. Наверно, поэтому она представлена в виде многостраничного текстового документа, а мероприятия по ее реализации изложены в виде плана работы на ближайшие три года и таблицы с целевыми показателями.

Теперь о целях. Цели таможенной службы известны каждому: экономическая безопасность, пополнение бюджета, защита отчественного производителя и т.д. От этого никуда не денешься. Цели программы развития вполне благородные. Буквально пронизаны заботой о бизнесе. Слово «клиентоориентированность» намекает на старый добрый тезис о таможне, как о сервисе. Транспарентность, предсказуемость, законность – тоже где-то слышали, правда, давно, а еще меньше встречали на практике. Что-то тут явно не то…  

razvitie tamozny

Как же ФТС собирается достигать намеченного? Для этого есть план, в котором более ста пунктов. По всем направлениям деятельности. Причем некоторые таможенники умудрились даже изложить в нем свои повседневные задачи, а некоторые, наоборот, решили, что, коли это не план вовсе, то можно злоупотреблять словами типа «улучшить», «усилить», «повысить» и прочими бюрократическими изысками.  Ну да ладно. Из всей совокупности запланированных мероприятий стоит выделить несколько наиболее интересных блоков, так или иначе касающихся бизнеса.

*Введение обязательного предварительного информирования по всем видам транспорта;

*Дальнейшее развитие идеи ЦЭДов;

*Автоматизация процессов, связанных с осуществлением таможенных операций и таможенного контроля;

 *Создание механизма прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС;

*Расширение проекта по маркировке товаров;

*Взаимодействие с налоговыми органами.

Теперь о цифрах. Для замера эффекта по решению задач Программы обозначены целевые показатели. Эти цифры должны дать некое представление о том, где ФТС хочет оказаться через три-четыре года.

Итак, к 2020 году при 100%-м предварительном декларировании грузы будут находиться в морских портах не более 1 суток, а таможенные операции в ЖДПП совершаться за 2 часа. Слов про перевозки на автомобильном и воздушном транспорте в таблице показателей мы не нашли, видимо, через три года эти виды транспорта будут уже не актуальны, или же, напротив, все проблемы уже решены и некуда стремиться. Не пишут также, каких именно товаров коснется  инициатива по столь быстрому выпроваживанию за ворота морского порта, ибо всех объемов грузооборота явно не потянуть ни чиновникам, ни транспортникам, ни участникам ВЭД.

Далее нам обещают, что через три года только 85% транзиток могут быть электронными (напомним, приказ МФ №144н вступает в силу в марте). Доля автоматически регистрируемых деклараций на товары составит не более 65% по экспорту и 40% по импорту, а автовыпуска − 50% и 30% соответственно. С учетом того, что дело касается только «безрисковых» поставок, хочется тут же уточнить, а точно, что уже сегодня 44% поставок оформляется в «зеленом секторе»? Или с ними что-то не так?

Далее, 60% деклараций будет оформляться на ЦЭДах, которые, кстати, планируется переместить на площади, находящиеся в федеральной собственности, правда, не все. Здесь несколько наблюдений. Первое. Все слухи о ликвидации ЦЭДов как класса беспочвенны. Второе. Не весь декларационный массив упадет на ЦЭДы, значительная часть останется на «классических» таможенных постах. Третье. ФТС знает, что бОльшая часть ЦЭДов и сегодня располагается на «своих» площадях, но, тем не менее, оставила зазор в 10%, видимо, для особо приближенных. Наверно, стоило вообще избежать такого упоминания в Программе.

СУР останется в стадии застоя. Хоть и обещают поднять ее эффективность до 45% (а то мы не знаем, как она достигается), только 85% профилей рисков будут автоматическими (говорят, что сейчас 80%). В проекте подчеркивается, что приоритетным направлением СУР по-прежнему будут фискальные риски – стоимость, классификация, преференции. Основные задачи по развитию СУР примерно те же, что  были и три года назад: категорирование, совершенствование нормативной базы и пр.             

Зато для пост-контроля раскрывается мир невиданных возможностей. В первую очередь, благодаря расширению взаимодействия с налоговой службой. Маркировка товаров, прослеживаемость движения товаров по общему таможенному пространству, намек на пост-аудит (таможенный аудит?), совместные с ФНС мероприятия, масса других в плане развития интересных вещей. Пожалуй, самый интересный блок вопросов, но всего две ни о чем не говорящие цифры. Под пост-контроль планируется подвести до 35% объектов таможенного контроля, а результативность таможенных проверок довести до 85% (кстати, по итогам 3 кв. 2016г. – 88,6%).

В плане администрирования платежей все ожидаемо: больше взыскивать с дополнительно начисленного (до 80%), меньше возвращать (до 0,13%). Отрадно, что внедряемый ФТС механизм единых лицевых счетов, безапелляционно поддерживаемый участниками ВЭД, через три года должен заработать на 100% (а может, и еще раньше, если таможенные лоббисты от «Раунда» и «Таможенной карты» вместо агитации займутся своими прямыми обязанностями).

Суровый правоохранительный блок скупо обещает доводить до обвинительного документа 19% расследуемых уголовных дел, а по административным делам на три процента поднять планку доведенных до наказания дел.

Это в основном все, что как-то может отразиться на бизнесе. Общее впечатление таково: программа абсолютно не революционна, по характеру сдержанна, не содержит принципиально новых идей, основана на констатации фактически достигнутого за несколько лет статуса кво, намеченные сроки реализации мероприятий в основной своей массе более чем осторожны, а некоторые показатели выполнены уже сегодня. Вывод: существенных улучшений для ведения бизнеса в сфере ВЭД не предвидится. 

«Позвольте, а где же тут про транспарентную клиентоориентированность?» − спросит дочитавший до конца внимательный читатель. Ну, во-первых, вы и сами все понимаете. Во-вторых, это же только проект. Программу планируется принять на итоговом заседании Коллегии ФТС в марте 2017 г. В-третьих, до этого момента обсуждение предложений от бизнеса будет проходить на площадке Рабочей группы ФТС по совершенствованию таможенного администрирования. Поэтому у всех желающих инициативных граждан есть возможность приобщиться к процессу выводу таможни из стадии стагнации в стадию развития.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы