Таможня

ФТС не может смириться с бесполезностью таможенных пломб

За 25 лет существования таможни все привыкли к тому, что таможенная пломба – непременный атрибут таможенного контроля. Наложение таможенных пломб на транспортное средство международной перевозки или контейнер есть мера по минимизации рисков, применяемая без указания в профиле риска, на основании собственного решения должностного лица таможенного органа. Как правило, применяется в случае идентификации иностранных товаров при таможенном транзите, либо после окончания таможенного досмотра.

Требование идентификации товаров при таможенном транзите вытекает из положений нормативных актов, в частности, п.6 ст.216 ТК ТС, приказов ФТС №1067 от 26.05.2011 и №1908 от 15.10.2010. В то же время п.3 ст. 109 ТК ТС допускает возможность использования в качестве средств идентификации пломбы, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями или перевозчиками. Кроме того, в соответствии с распоряжением ГТК России от 13.05.2003 №225-р, решение об идентификации товаров при транзите принимается  исходя из результатов анализа рисков, возникающих при доставке и транзите товаров. С учетом того, что наложение пломб, как уже говорилось выше, является мерой по минимизации рисков, при принятии такого решения было бы справедливым использование принципа выборочности на основе системы управления рисками.

На практике же ни о какой выборочности речи не идет. Опломбирование транзитных грузов производится в отношении 100% товарных партий, будь то автокомпоненты для автогигантов, или же продукты питания, независимо от того, является ли импортер добросовестным участником ВЭД, или же это фирма-однодневка. СУР в этой части не работает в принципе. Надо ли говорить, что все это мероприятие требует серьезных трудозатрат, существенно увеличивает сроки совершения таможенных операций в пунктах пропуска. Особенно, если речь идет о морских портах, где объемы транзитных партий в разы превышают пропускную способность традиционных автопереходов.

Кроме того, массовое применение пломбировочных устройств автоматически относит товарную партию к категории «рисковых», что отрицательно влияет на контрольные показатели эффективности таможенных органов – непременный элемент таможенной сферы. Причем особого смысла в стопроцентной идентификации уже нет. Контрабандистам это давно не помеха, а выявление схем-«перевертышей» таможенными и иными компетентными органами производится несколько иными способами. Сбор и обработка информации о товарах, импортерах, перевозчиках сегодня гораздо эффективнее, нежели контрпродуктивное навешивание устаревших девайсов.

На прошлой неделе, в пятницу, в Балтийской таможне по этому поводу состоялось рабочее совещание с рядом заинтересованных лиц. В порядке эксперимента с 15 января 2017 года хранение транзитных контейнеров в порту Санкт-Петербурга будет организовано на отдельных площадках и в один ярус, что позволит должностным лицами таможни производить пломбирование контейнеров до погрузки на транспортные средства. Мера, конечно, не самая удачная, но лучше, чем ничего. Напомним, что порт Санкт-Петербурга включен в пилотную зону по совершенствованию таможенного администрирования и сроки прохождения грузов тут находятся под строгим контролем хронометристов.

Но, к сожалению, проблемы с «земли» ФТС, судя по всему, не сильно волнуют. Перспективные технологии, речь о которых идет в очередной Программе развития таможенной службы до 2020 года, такого анахронизма, как ЗПУ и свинцовая пломба, пока не коснулись. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы