Экономика

Экспортёры российских ОЭЗ - в основном иностранные компании

Особым экономическим зонам (ОЭЗ) как институту развития вот уже более 10 лет. Сколько Минэкономразвития России привлекло средств таким образом? Удается ли резидентам ОЭЗ развиваться не только в России, но и за рубежом, и что мешает российскому бизнесу идти на экспорт? IndexBox Russia специально для ПРОВЭД взял интервью у директора Департамента по управлению проектами и работе с инвесторами АО «ОЭЗ» Евгения Автушенко.

Последний год с высоких трибун слышны призывы наращивать несырьевой экспорт. Что вы делаете, чтобы помогать своим резидентам выходить на иностранные рынки?

В большей степени данным вопросом занимаются специализированные структуры, включая Российский экспортный центр и ЭКСАР. Если у резидента возникает потребность в экспортной поддержке, мы направляем их непосредственно к ним.

В целом мы наблюдаем скачок объемов экспорта. Зоны промышленно-производственного типа в этом году экспортировали продукции на 6 млрд руб. Это, подчеркну, примерно половина объема экспорта за всё время существования ОЭЗ.

Стратегически вам важно, чтобы в зонах развивалось производство для внутреннего рынка или внешнего?

Задача завалить Европу или Азию своим экспортом у нас изначально не стояла. Одна из наших целей – насытить внутренний рынок и привлечь в Россию новые технологии. Хотя часть продукции идёт на экспорт. Если смотреть суммарный объем производственных товаров, то в этом году доля экспортируемой продукции достигла 11%. Если сравнивать с 2013 годом, то за три года этот показатель вырос в 20 раз.

Преимущественно поставки идут в страны СНГ. Часть продукции экспортируют как в Европу, включая Прибалтику, Германию, Чехию, Румынию, так и Азию, включая Японию, а также США.

Экспортеры ОЭЗ – это российские компании или иностранные?

В основном иностранные. Но есть и российские производители, которые идут за рубеж. Например, один из крупнейших резидентов ОЭЗ  в Санкт-Петербурге – BIOCAD.

 MG 9820 2

Что чаще всего мешает нашим компаниям идти на экспорт?

На форуме «Россия-Азия» представитель одной торговой палаты сказал, что нередко для выхода на китайский рынок российским компаниям предлагают бесплатно отдать долю в акционерном капитале в обмен на то, что китайский партнер будет заниматься рынком сбыта. Ещё резанула ухо фраза, что произвести может каждый, а продать – не каждый. На мой взгляд, это некорректно по отношению к производителю. Отечественная компания вкладывает свои деньги, время, другие ресурсы, а ей предлагают продать её же товар, но на условиях партнерства.

Это говорит о двух существующих проблемах. Либо наши компании не просчитывают маркетинговую стратегию, и товар действительно не востребован в том формате, в котором они его подают. Либо лукавят те китайские и другие партнеры, которые пытаются предложить рынок сбыта.

Выходит, отечественные компании скупятся на маркетинговые исследования в ущерб себе же. Что ещё останавливает компании идти на зарубежные рынки?

Интрига в том, что в части внешнеэкономической деятельности наш крупный бизнес имеет возможность нанять международных консультантов. Они платят им достаточно серьезные деньги, получая взамен поддержку в части налоговой оптимизации, создания, допустим, совместных предприятий и пр.

Мелкому и среднему бизнесу в этом плане сложнее. На иностранном рынке они могут к кому-то присоединиться, но за это партнерство приходится платить деньги, и не факт, что они получат желаемый экономический эффект. Альтернативный вариант – пытаться самостоятельно наладить экспортные поставки, и здесь компании могут столкнуться с огромным количеством недобросовестных посредников и  услышать заоблачные обещания, которые редко воплощаются в жизнь.

Кроме того, многие не знают лингвистических и культурных особенностей некоторых стран, не знают национальных традиций. Например, некоторые на переговоры в арабские страны направляют женщин, чего делать нельзя.

Ваш совет начинающим экспортерам – найти профессиональных консультантов?

Да, но нужно быть аккуратным. Некоторые консалтинговые агентства с международным участием в России обрастают определённым количеством специалистов, которые дают не совсем независимую оценку проекта или продукта. Они консультируют исходя из принципа «кто платит – под того и заказ», и, как следствие, немного искажают информацию. Это ухудшает ситуацию, поскольку некоторые люди, заплатив деньги, так и не получают реальной картины.

В настоящее время АО «ОЭЗ», передав полномочия по оперативному управлению особыми экономическими зонами в регионы, концентрируется на продвижении проектов на российском и международном рынках. Мы нацелены на построение сети сотрудничества с организациями-партнерами, включая институты развития, финансовые институты и институты по поддержке экспорта. Думаю, в течение ближайшего года мы станем для наших резидентов надежным партнером, в том числе в вопросах экспорта.

Особым экономическим зонам как управляющей компании более 10 лет. Проект себя оправдал?

Глобально – да. Институт запускался с нуля, и аналогов особых экономических зон тогда в России не было. За рубежом это распространённый инструмент, но у России своя специфика, свои особенности, включая огромную территорию.

Мы, конечно, набили много шишек. За 10 лет институт непрерывно эволюционировал, исходя из потребностей бизнеса и регионов. В общей сложности создано более 20 тысяч рабочих мест. В 26 действующих зон привлечено 513 инвесторов и резидентов. Общая сумма заявленных резидентами инвестиций – 650 млрд руб. Фактически компаниями уже вложено 200 млрд руб.

Возможно, это не такой большой показатель, но нужно понимать, что для развития инвестиционных проектов было критично важно наличие готовой инфраструктуры. Когда мы приводили инвесторов в поле и говорили, условно: «Здесь будет сад, приходите», нам отвечали: «Как построите – позовете». Развитие – это процесс небыстрый.

Планируете запускать новые зоны?

Пока нет. В этом году Правительство РФ и Минэкономразвития России утвердили новый порядок оценки эффективности функционирования особых экономических зон. В сентябре Правительство приняло решение досрочно закрыть 8 экономических зон и оставить 26. Их и будем развивать.

Какие экономические зоны самые успешные и неуспешные?

Среди успешных – ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, ОЭЗ «Липецк». Если смотреть технико-внедренческие зоны – это ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ в Санкт-Петербурге, ОЭЗ «Томск». С туристическими зонами сложнее сделать оценку. Пока полностью не будет создана инфраструктура, экономического эффекта ждать не стоит.

Все неэффективные особые экономические зоны в этом году были закрыты. Конечно, есть ОЭЗ, которые могли бы иметь более хорошие показатели. Но мы уверены, что на следующем этапе развития – в ближайшие годы – их показатели эффективности также вырастут.

Интервью прошло при поддержке компании IndexBox Russia – лидера рынка экспортного консалтинга и маркетинговых исследований России.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы