Экономика

Индекс неэффективности российской логистики - 2016

Россия ухудшила свои позиции в логистике по сравнению с другими странами. Такие неутешительные результаты приводятся в исследовании Всемирного банка Logistics Performance Index (LPI) – 2016.  Эксперты отмечают ухудшение по многим пунктам – от логистической инфраструктуры до работы таможенной службы. В результате с каждым годом Россия всё больше отстаёт по уровню развития логистики от других стран, и отечественные компании теряют клиентов. 

Рейтинг рассчитывается каждые два года и охватывает 160 государств. На основе опросов международных и национальных логистических компаний страны оцениваются по пятибалльной шкале по основным характеристикам логистической системы: таможенное оформление, качество логистической инфраструктуры, простота и цены организации поставок, компетентность и качество оказания услуг, возможность отслеживания и контроля грузов и частота поставок.

В десятке лидеров рейтинга находятся преимущественно страны Европы. Первое место с 2007 года уверенно удерживает Германия, которой также удается с каждым годом повышать общий уровень LPI – если в 2007 году он составлял 4,10 баллов, то в 2016 году он уже достиг 4,23 балла из максимально возможных 5 баллов.  Среди других стран десятки – Люксембург, Швеция, Нидерланды и Сингапур. В 2016 году в неё попали также Гонконг и Австрия.

logist1

Авторы исследования отмечают, что между странами, которые находятся в лидерах рейтинга и странами-аутсайдерами разрыв с каждым годом увеличивается. Виной тому – политическая и экономическая нестабильность, которые делают цепочку поставок непредсказуемой, удорожают перевозки и создают множество рисков для поставщиков и клиентов. В десятке самых худших стран для ведения логистики – Сирия с показателем индекса в 1,6 баллов, Гаити (1,72), Сомали (1,75) и Мавритания (1,87)

В общем списке Россия по итогам 2016 года находится на 99 месте с оценкой в 2,57 балла. Её ближайшие соседи сегодня по рейтингу – Коморские острова, Нигерия, Босния и Герцеговина и Иран.

Россия немного увеличила свои позиции по сравнению с 2007 годом, когда значение индекса составляло 2,37 балла. Однако на момент прошлого подсчета в 2014 году оценка была большей – 2,69 балла.

logist2

Фактически по сравнению с другими странами она вернулась в 2007 год, хотя ещё в 2014 году России удавалось подняться на 90-ю строчку рейтинга.

Авторы исследования, разделив страны на группы по уровню доходов и экономического развития, отмечают, что Россия имеет большой потенциал среди других стран своей группы, однако не использует свои возможности, несмотря на то, что является страной, богатой природными ресурсами. 

По итогам рейтинга Россия ухудшила свои позиции почти по всем критериям. Главной проблемой, которая портит показатели России в рейтинге, остаётся низкая эффективность процесса таможенного оформления. Россия по этому показателю опустилась со 133 места на 141, а балльная оценка при этом сократилась с 2,20 до 2,01. Сейчас по этому критерию Россия находится примерно на одном уровне с Конго, Туркменией, Ираком и Эритреей. Исследователи отмечают, что время и затраты на прохождение границы у стран с низкими значениями по таможенному оформлению отличаются в три раза от стран первой десятки, а также в них больше распространен физический досмотр груза, что считается неэффективной мерой таможенного контроля. Кроме того, большое значение имеет не только реформа таможенной системы, но и совершенствование работы контрольных ветеринарных и фитосанитарных органов. Как отмечают авторы, работу таких органов часто не спешат автоматизировать, при этом стремясь улучшить работу только пограничных и таможенных органов.

logist3

Другие критерии тоже подвели Россию в рейтинге. Респонденты, которых опросили авторы исследования, отметили снижение уровня качества торговой и транспортной инфраструктуры (Россия по этому показателю опустилась вниз на 17 пунктов), усложнение процесса организации международных перевозок и цен на них (снижение с 102 на 115 место), а также другие пункты. Улучшились показатели только по одному критерию – качеству и компетентности оказания логистических услуг. Сам показатель изменился незначительно – с 2,74 до 2,76 баллов, однако Россия при этом поднялась с 102 на 115 место.  

Авторы доклада приводят и конкретные данные по времени, которое необходимо при международных транспортировках грузов. Так, у России одни из самых плохих показателей по срокам поставок. По оценкам респондентов, доставка через морские порты и аэропорты составляет в среднем 5 дней при экспорте и 7 при импорте, а через сухопутную границу -  5 дней при экспорте и 14 дней при импорте.

Время прохождения таможенной очистки, если сравнивать с оценкой 2014 года, и вовсе выросло. Если раньше сроки прохождения таможни без досмотра составляли 1 день и с досмотром – 3 дня, то теперь они увеличились до 3 и 5 дней соответственно. Примерно такие же показатели у африканских государств – Мадагаскара, Конго, Чада, Судана.

Транспортные компании также попросили оценить уровень развития логистической среды в разных странах. В России, по мнению большинства, дорого обходятся услуги морских портов и аэропортов – высокий и очень высокий уровень цен отметили почти 90% респондентов. Кроме того, ещё 55,6% анкетируемых указали на высокие цены на железнодорожном транспорте.

Респонденты не слишком высоко оценили и качество российской инфраструктуры. 89% опрошенных оценили уровень развития автомобильных дорог как низкий и очень низкий, 56% так же оценили качество морских портов и железных дорог.

Впрочем, Россия – не единственная страна, позиции которой стали хуже. Соседи по ЕАЭС в рейтинге тоже показали тенденции, не вызывающие оптимизма. Беларусь опустилась с 99-ой строчки на 120-ю в основном из-за критерия по таможенному оформлению, Армения упала с 92 места на 141 – тоже из-за таможенного оформления и усложнения процессов организации международных поставок. В то же время Казахстан улучшил свои позиции, поднявшись с 88 на 77 место благодаря улучшению эффективности таможенного оформления и повышения качества торговой и транспортной инфраструктуры. Киргизия тоже немного поднялась в рейтинге с 149 места на 146. Несмотря на то, что по всем пунктам её показатели ухудшились, на общем рейтинге сказалось более сильное падение показателей других стран.

Оценки, представленные в рейтинге, порой, становятся предметом критики, поскольку учитывают в основном деятельность крупных компаний. Вместе с тем, падение в нём России было весьма ожидаемо. Кризис в экономике и рост налоговой нагрузки существенно усложнил жизнь участников ВЭД, и российская логистика буквально топчется на месте, пока другие страны внедряют в свою работу IT- технологии, разрабатывают новые решения.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы