Таможня

В России создана Ассоциация таможенных аудиторов и консультантов

В последнее время  тем, кто соприкасается с таможенными органами, стала хорошо заметна тенденция к усилению контроля после выпуска. За первые 6 месяцев 2016 года, по данным с сайта ФТС РФ, подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 3412 проверочных мероприятий, в результате которых заведено 2095 дел по административным правонарушениям и 143 уголовных дела.

По отношению к бюджету государства данная  мера оказывается более чем эффективной: при всех текущих проблемах России в сфере экономики и в условиях падения импорта, доходы от взыскания таможенных платежей, пеней, штрафов за указанный период выросли на 31,8% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. В январе 2016г., при переподчинении ФТС РФ Министерству финансов РФ, министр финансов Антон Силуанов сформулировал ряд задач для ФТС РФ. Основной их целью является предупреждение неуплаты таможенных платежей, а основным методом ее достижения - создание «сквозного» контроля за внешнеторговой сделкой, или смещение акцентов с контроля за каждым товаром, пересекающим границу, на аналитику финансово-хозяйственной деятельности компании - участника ВЭД.  

Для облегчения поставленной задачи ФНС России объявила о создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1 / 1103). Кроме того, реализован существенный пункт «Национального плана-графика РФ сопряжения информационных систем таможенных служб и иных государственных органов на основе Интегрированной информационной системы ЕЭС в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров от момента пересечения таможенной границы ЕАЭС до их конечного потребителя»: введена обязанность по указанию номеров деклараций на товары, а также наименований товаров в декларации по налогу на добавленную стоимость.

Руководитель ФНС Михаил Мишустин в своем интервью изданию «Коммерсант.ру» сообщил: «Данные о таможенной стоимости импортируемого товара уже передаются таможенными органами в автоматизированную систему контроля (АСК) НДС — она в автоматическом режиме ведет контроль формирования добавленной стоимости по всей цепочке: от импорта до розничной реализации товара. Все меньше компаний остается в серой зоне, мы обеляем экономику через одинаковые требования ко всем компаниям и через риск-анализ их деятельности».

Увеличение таможенных проверок после выпуска товара при одновременном применении технологий, позволяющих отслеживать и доначислять налоги, исходя из информации по налоговым разрывам в НДС, может  неожиданно ударить по кошельку даже самого благонадежного участника ВЭД.  На основании внесенных в июне 2016г. изменений в статью 100 Федерального закона N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», установлено право для любого участника ВЭД, включая  иностранного контрагента, на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпущенных товарах. Это означает, что в суде  могут  быть привлечены к ответственности последние приобретатели в цепочке движения иностранного товара. Другими словами, неважно, сколько было посредников и в чем их вина: если приобретатель действительно считает себя добросовестным, он обязан был проверить товар, и имел такую возможность. Компании с малым уровнем риска, пользующиеся услугами посредников, при перемещении товаров в любой момент могут оказаться в роли нарушителей законодательства, а их товары могут быть арестованы или конфискованы. По мнению экспертов, это происходит потому, что в 80% случаев посредники используют при ввозе товаров серые схемы, которые остаются непрозрачными для заказчиков услуг. При этом, хотя часть 2 ст. 100 ТК ТС и позволяет «обелять» в ряде случаев незаконно перемещенные товары, происходит это за счет конечного приобретателя.

К слову сказать, арестованы могут быть не только товары. В УК РФ есть статья 194, предусматривающая  в качестве максимального наказания «лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (…), если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей».

После сказанного выше может показаться  парадоксальным, что «сквозной» контроль и усиление контроля после выпуска могут быть использованы и на благо добросовестного участника ВЭД. Причина в том, что эти же методы позволяют  существенно ускорить и упростить  процедуры таможенной очистки. Здесь интересы государства и участников ВЭД совпадают. Так, пересмотренная Киотская Конвенция (далее-ПКК), к которой Россия присоединилась в ноябре 2010 года, содержит прямые указания на  раздельное осуществление выпуска товаров и их таможенной очистки именно в интересах стимулирования торговли. ПКК предписывает свести контроль на границе только к проверке допустимости ввоза товара на территорию страны. Основным  же  становится контроль самих импортно-экспортных операций уже после  практически беспрепятственного пересечения  товаром границы (включая подтверждение классификации, стоимости, страны происхождения товаров, и т.д.) Для оценки достоверности и подлинности деклараций ПКК рекомендовано использовать методы аудита. В России  о готовности принять и применять методы аудита для таможенных целей говорит эксперимент, утвержденный Приказом ФТС №2053 от 14.10.15г. «О проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля». Кроме того, знаковым стало участие представителей ФТС в семинаре для российских и зарубежных компаний по таможенным вопросам, организованном компанией «Эрнст энд Янг (СНГ)».

Необходимо отметить, что у ФТС РФ, при всей заинтересованности и очевидных преимуществах таможенного контроля с использованием методов аудита, в текущих условиях недостаточно ресурсов для его  широкого внедрения и эффективного использования. Поэтому, по мнению экспертов, чтобы минимизировать потери бизнеса при таможенном оформлении грузов, бизнесу необходимо принять на себя часть государственных функций. Сегодня сложно придумать иной путь для этого, кроме саморегулирования, которое подразумевает, в том числе, самостоятельную разработку понятных правил игры и страхование своей ответственности перед государством.

Все перечисленное выше обуславливает своевременность и целесообразность  создания саморегулируемой организации - Ассоциации Таможенных Аудиторов и Консультантов. Ассоциация является  негосударственной некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве входящих в ее состав юридических лиц и граждан. Основная задача Ассоциации – становление и развитие независимого профессионального таможенного аудита.как инструмента таможенно-налогового администрирования.  Предполагается участие Ассоциации в:

- разработке нормативно-правовых актов;

- разработке основных принципов и стандартов таможенного аудита, основанных на международном опыте;

- подготовке рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской и таможенной деятельности на территории России;

- организации профессионального обучения, проведение курсов повышения квалификации для членов Ассоциации в области таможенного аудита;

- информационно-консультационной поддержке предпринимательства и населения по вопросам налогового и таможенного законодательства РФ.

Создание на поле таможенного постконтроля, на котором пересекаются интересы всех контролирующих органов, цивилизованного рынка аудиторских (юридических) услуг путем построения системы сдержек и противовесов позволит снизить уровень коррупции и помочь добропорядочным участникам ВЭД исправлять допущенные ошибки законными методами, предупреждая тем самым совершение административных и уголовных правонарушений.

Кроме того, немодифицированное аудиторское заключение могло бы стать подтверждением эффективности внутреннего контроля и, безусловно, создать положительный имидж компании в таможенной и налоговой службах.

СПРАВКА: Таможенный аудит – аудиторская проверка по специальному аудиторскому заданию финансовой отчетности и хозяйственных операций организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, выражающая независимое мнения о ее достоверности и соответствии во всех существенных аспектах нормам таможенного, налогового и валютного законодательства, а также оказание юридической помощи в сфере внешнеэкономической деятельности.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы