Таможня

Поле чудес: как забрать у таможни свои деньги

Профессиональные игроки на таможенном поле прекрасно знают, что забрать деньги у участника ВЭД можно лёгким движением руки, а вот вернуть деньги, в случае если  таможня забрала их незаконно, стоит неимоверных усилий и временных затрат. У таможенных органов схема простая: выставление требования об уплате таможенных платежей в рамках контроля после выпуска – направление требования в банк – списание банком средств со счёта в пользу таможенного органа. Казалось бы, в чём проблема оспорить данную схему, если считаете, что требование  об уплате таможенных платежей выставлено незаконно? Но таможня нашла способ эту проблему создать. Как? Рассмотрим ситуацию, ставшую «классикой жанра», на примере одного из участников ВЭД – компании таможенного представителя, которому в 2013 году по декларации были предоставлены тарифные преференции на основе сертификата о стране происхождения.

Спустя полтора года – в рамках таможенного контроля после выпуска товаров – данный сертификат был признан таможней недействительным, и принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций. На основании данного решения таможня в принудительном порядке списала со счёта таможенного представителя более 1 млн. руб.

Таможенный представитель, не согласившись с решением таможенного органа, обратился в Торгово-промышленную палату и в страну выдачи сертификата, подтвердив достоверность представленного в таможню документа и законности предоставления тарифных преференций. Соответствующие доказательства были направлены через Федеральную таможенную службу и Региональное таможенное управление в таможню с указанием о необходимости отмены решения и возврата излишне взысканных таможенных платежей. Не сложно догадаться, что таможня деньги возвращать не захотела и решение принимать не стала, проигнорировав все доводы и письма. В связи с этим компания обратилась в суд с иском о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей.

«Спорные суммы таможенных платежей были взысканы таможней и списаны со счета банка-гаранта ещё в июне 2014. Таким образом, трёхгодичный срок подачи в таможенный орган заявления о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов истекает у нас только в 2017 году», - рассказывает ПРОВЭД генеральный директор таможенного представителя.

Однако таможня в обоснование отказа в возврате излишне взысканных таможенных пошлин и налогов сослалась на положения статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза и статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», устанавливающие трёхлетний срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Срок этот на момент обращения таможенного представителя с требованием вернуть излишне уплаченные таможенные платежи, конечно же, истёк. Таможня категорически настаивает на том, что участник ВЭД не имеет права обратиться с заявлением о возврате денежных средств по истечении трёхлетнего срока после регистрации декларации на товары, вне зависимости от того, когда были списаны спорные денежные средства.

«Следуя логике таможенного органа, получается абсурдная по своей правовой природе ситуация: если таможенный орган решит провести ведомственный контроль по истечении 2 лет 11 месяцев и 28 дней после выпуска товара, то есть в течение трёх лет, но в последние дни срока, декларант или таможенный представитель, с которого были списаны денежные средства по требованию таможенного органа, лишается возможности обратиться за защитой своего нарушенного права, так как уже истёк трехлетний срок», - поясняет юрист компании «Экспертный консалтинг».

При этом таможенный орган в подтверждение своей позиции ссылается исключительно на те нормы таможенного законодательства, которые регламентируют правила проведения ведомственного контроля, упуская тот факт, что таможенное законодательство содержит и специальные нормы, регламентирующие порядок возврата излишне уплаченных денежных средств. Кроме того, «железным» аргументом таможни в пользу своего решения не возвращать излишне взысканные платежи стало то, что, по их мнению, документом, подтверждающим факт излишнего взыскания, может являться лишь оформленная корректировка декларации на товары.

Однако согласно части 1 статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» установлено, что излишне взысканные суммы таможенных платежей подлежат возврату исключительно по заявлению плательщика и не позднее трёх лет со дня взыскания. Корректировка же декларации на товары не определена в качестве документа, обязательного и необходимого для возврата излишне взысканных таможенных пошлин и налогов и не может являться основанием для отказа в возврате излишне взысканных денежных средств. Более того, действующее таможенное законодательство не предусматривает обязанность лица, подающего заявление о возврате излишне взысканных денежных средств, осуществлять самостоятельно корректировку сведений в декларации на товары.

 «Подобная практика отказов появилась недавно, и она стала возможной «благодаря» известной позиции Верхового суда, выраженной в Постановлении Пленума от 12 мая 2016 года № 18, а именно, пункт 29 Постановления. В нём сделан вывод о том, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений», - комментирует ситуацию Руководитель юридического департамента ГК Континент и Генеральный директор Юридической компании «Магистраль» Марианна Чугаева.

При этом пунктом 18 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 № 289 предусмотрено, что таможенный орган отказывает во внесении изменений или дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, если обращение и документы поступили в таможенный орган после истечения трёхлетнего срока со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

«Получается замкнутый круг, - добавляет юрист, - Невозможен возврат платежей в связи с истечением сроков для внесения изменений. При этом срок возврата излишне уплаченных платежей поставлен в зависимость от срока их уплаты или взыскания, а не от срока проведения таможенного контроля».

По её убеждению, имеется явное несоответствие позиции Верховного Суда с таможенным законодательством в этой части. Но по смыслу и логике, нормативная неурегулированность вопроса соотношения сроков возврата таможенных платежей и сроков таможенного контроля после выпуска товаров не может являться основанием для отказа в удовлетворении правомерно заявленных требований.

Однако, по мнению практикующих юристов, ситуация для участников ВЭД не безвыходная. Особенно, учитывая многочисленную и единообразную судебную практику по делам с аналогичными обстоятельствами. Вот только для таможни судебная практика, разумеется, не указ, да и к тому же не все могут себе позволить тратить силы, время и финансовые ресурсы на долгие судебные тяжбы.  Получается, как в анекдоте: «А что это за пункт в счёте «Прокатило»? Не прокатило. Вычеркиваем». 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы