Экономика

Яхты обычных русских: как купить мечту

В России много акваторий, но малое судоходство не так популярно, как у западных соседей - Финляндии, Швеции, например. Считается, что катер (а ещё лучше - яхта) - удел богатых, недоступный обычным людям. Мы поговорили с тремя владельцами таких судов и узнали, во сколько обошлась им покупка мечты, сколько денег уходит на её содержание и зачем им вообще нужен водный транспорт там, где практически нет инфраструктуры для малого судоходства.

stockgolm

Кирилл, Санкт-Петербург

Яхта: 7 метров, 1976 год выпуска, стоимость - 160 тыс. рублей   

В этом году мы с женой поехали в свадебное путешествие в Швецию, но жили там довольно экономно. Провели 3 дня в палатке, еду готовя на газовой горелке, 1 день в отеле с питанием в городе. И вот сколько сэкономили за две недели, столько и потратили на яхту. Купить её там так же легко, как велосипед. И, как и на велосипед, на неё не нужны права (если длина яхты не больше 12 метров). Оставили свою лодку зимовать в Швеции: зимнее хранение - т.е. тебе её вытащат на берег, накроют тентом, будут за ней присматривать, - стоит там порядка 15 тыс. рублей за сезон. Плюс в Швеции на неё не нужно платить налог - в этом смысле всё просто.

Серьезная загвоздка возникла только со страховкой, целая эпопея. Сначала проблемой было найти контору, которая работает с негражданами Швеции. Затем - с русскими негражданами Евросоюза. После - с тем, чтобы мы всё правильно заполнили в  бумагах. Причём бумаги исключительно электронные, никто там в заграницах реальной бумагой уже не пользуется. Для оплаты на год выставили инвойс - 500 шведских крон (примерно 4 тыс. рублей), тоже электронный. Банки с негражданами Швеции вообще дел иметь не хотят. В офисе страховой конторы - денег не берут. Пришлось уезжать с надеждами оплатить в “Сбербанке”. Он мотал нас по своим разным "центральным" филиалам, но в итоге сказал, что со шведскими кронами они не работают вообще - только продают их. Выручил ВТБ - там и счёт открыли, и валюту продали, и перевод сделали по шведскому инвойсу. В конце-концов страховка оплачена и действительна.

Так и не нашёл у себя знакомых со знанием шведского для нормального перевода бумаг по страховке, в итоге пользовался Google-переводчиком, что для официальных документов весьма неудобно.

В Россию свою яхту везти не собираюсь - растаможка обойдется немало (30% от каталожной стоимости - прим. ред.), да и здесь её хранение будет дороже. Там очень хорошая, развитая береговая инфраструктура. Стоимость швартовки на причалах разная, зависит от окружающих удобств. Вот, например, 10-15 евро в сутки стоит швартовка там, где есть душевые кабины, где продуктовые и хозяйственные магазины расположены рядом. У нас так малое судоходство не развито, хотя воды - сколько хочешь. Перегоню её на лето в Финляндию, и там будем ходить в море.

vladivostok lodka

Денис, Владивосток

Катер: 7,5 метров, 1982 год выпуска, стоимость - 650 тыс. рублей.

Во Владивостоке у многих есть катера, сюда их привозят из Японии, из США. На катер, как и на обычный транспорт, нужны права, их выдает Государственная инспекция маломерных судов. Я прошёл подготовку, сдал, и получил удостоверение на вождение. Также на него нужно платить налог как на водный транспорт - на мой катер это в районе 5-6 тыс. в год. Со страховкой такой обязаловки, как с ОСАГО, нет.

Многие увозят суда, особенно большие, на зимовку в Южную Корею - туда всего 6-8 часов ходу. Вытаскивать из воды их дорого, да и на причале места для здоровенных лайнеров во Владивостоке нет. Поэтому увозят туда, где вода не замерзает. В Корее суда проходят диагностику, обслуживание, а капитан с матросом, отогнавшие туда транспорт, возвращаются обратно на самолете.

Я свой катер уже вытащил, своей машиной, он же небольшой. А так вообще от 7 до 15 тысяч за эту услугу платится. Недавно договорился тут с товарищем и выкупил место под стоянку за 100 тыс. рублей, но помимо этого все равно плачу 3,5 тысячи в месяц, когда катер стоит на воде, и 1,5 тысячи - зимой.

kater

Из инфраструктуры, пожалуй, только свет, охрана и заправки у воды - причаливаешь, заправляешься. С канистрами бегать? Вот прикол. Ладно у меня - 150 литров бак, у двух друзей вот, у одного 800 литров бак, у другого - три тонны, приехал, заправился сразу на 120 тысяч рублей. Наносишься там канистрами!

Зачем мне катер? Надо было у детей спросить, они бы столько рассказали! Приятно для себя, им прикольно - летом банан привязал и вперед. Дочка с подружками приходит селфи на нем делать. На будущий год хотим купить парашют и лыжи. С катером сразу куча развлечений появляется. Где-то отдых, а где-то для дела - вот надо было договор с человеком подписать, но как-то дело затягивалось. Я взял снарягу, человека пригласил, мы вышли в море, порыбачили, выпили там, и всё, дело сделано - договор подписан. 

vyborgyazy

Андрей, Выборг

Яхта: 9,5 метров, 1986 год выпуска, стоимость на момент покупки (1996 год) - около 1,5 млн рублей.

Парусные яхты содержат люди, как мы говорим, “яхнутые”. Потому что здесь держать эту лодку невыгодно и ходить почти некуда: из Питера ближайшее - это Выборг, да и то, надо погоду вычислять, потому что переход. Плюс расход 2 тонны соляры. Так что стоят эти “кроссовки” - красивые дорогие катера, которые не выходят в море, - служат вторым офисом. Ну и так, приехал, водки с девчонками попил, и обратно в свою Москву укатил.

Яхтсмены, у кого есть достаток, предпочитают не держать свою лодку, а арендовать в разных местах мира на месяц-два судно. Побывать в разных акваториях в навигационном плане очень интересно.

Кое-какая инфраструктура у нас всё же есть - те же души, сауны. Но это, конечно, стоит денег. Как правило, нормальную инфраструктуру предоставляют яхт-клубы. Стоимость швартовки также зависит от раскрутки, от центральности. Например, стоянка в Выборге будет в одном месте обходиться в 4 тыс. рублей в месяц, а в центре Петербурга - 15 тыс.

Единственная большая проблема с заправками на воде. Год назад по чьему-то безмозглому постановлению закрылись очень многие заправки, якобы они не соответствовали каким-то требованиям. В Выборге сейчас нет ни одной заправки на причале. Приходится таскать топливо канистрами, как в средневековье. Мы крестьянская страна, которая никакого отношения к морю не имеет - в головах, в смысле. Когда-то я пришёл в администрацию Санкт-Петербурга по поводу яхт-клуба. А меня спросили: “А у нас что, в Санкт-Петербурге яхт-клубы есть?”. У нас тут и море есть.

parusodinoki1

А когда на 300-летие Санкт-Петербурга и, соответственно, российского флота, в город должна была прийти самая крупная регата учебных парусников? Более 500 лодок, со всей Европы. Наша администрация не успела перевести деньги за этот приход. Поэтому в 00 часов 1 минуту это сделала администрация Турку (Финляндия) и вся армада ушла туда.

Сейчас построили западную скоростную магистраль. Высота моста - 25 метров максимум. Теперь ни парусник “Крузинштерн”, ничего туда практически войти не может. Вот так Санкт-Петербург встречает красивейшие парусные суда. Столица морской державы!

Я устраиваю прогулки на яхте по Выборгу. Налог на транспорт платить не нужно, если мощность не превышает 8 л.с. На зиму лодку нужно вытаскивать, такая услуга стоит от 1 тыс. до 10 тыс. рублей - в зависимости от тоннажа. Летом лодка стоит в Выборге на воде, а зимой храню её в Питере, в яхт-клубе. Как член яхт-клуба плачу 1 тыс. рублей в месяц зимой за место в Выборге. А так это около 3-3,5 тыс. в месяц стоит.

*На первом попавшемся сайте яхт-клуба, предлагающего стоянку в Санкт-Петербурге, стоимость парковки яхты длиной 9 метров за месяц составляет 21 тыс. рублей.

У нас очень многие покупают лодки в Швеции и Финляндии. Наверно, процентов 30 судов в Финляндии - это яхты наших граждан, только под финским флагом. Потому что таможить дорого - тебе оценивают яхту не во столько, за сколько ты её купил, а по их каталожной стоимости. Ни разу я не слышал от товарищей, чтобы кого-то оценили меньше, чем в 110% стоимости.

Почему там так много лодок? Есть, например, общественная организация, которая от администрации города может получить бесплатно землю под общественный яхт-клуб. А на понтоны и всё оборудование берется социальный кредит - под 6% на 25 лет. Собираются два десятка человек, создают организацию, получают этот кусочек земли. Они там и дноуглубление сделают, и всё прочее. Они при этом знают, что отсюда их никто и никогда не выгонит. А у нас по такой системе если возьмешь, обустроишь, через 3 года, когда нужно пролонгировать договор, тебе скажут “спасибо” и дадут пинок под зад.  

Поэтому наши граждане предпочитают ставить лодку там, за границей, с каждым годом всё больше и больше людей так делает. А здесь судов становится всё меньше и меньше.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы