Экономика

Правовой хаос на рынке культурных ценностей

Количество нормативных правовых актов в сфере регулирования ввоза и вывоза культурных ценностей чрезмерно, принали эксперты на конференции "Регулирование арт-рынка" в Петербурге. При этом нормы противоречат часто друг другу или содержат внутренние противоречия, в связи с чем сильно осложняют контроль оборота культурных ценностей.

Более того, работа государственных регуляторов в этой сфере абсолютно не скоординирована: на национальном уровне разрабатываются одни нормативные акты, а на уровне ЕАЭС – другие.

«Нехороший конгломерат нормативных правовых актов приводит к тому, что деятельность в сфере ввоза и вывоза [культурных ценностей] начинает пробуксовывать, и происходят такие вещи, которые ведут к глобальным ошибкам в регулировании арт-рынка», - заявила начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева на конференция «Регулирование арт-рынка», прошедшей 21 ноября под эгидой Петербургского Международного Юридического Форума.

По мнению юриста, существующий закон о ввозе и вывозе культурных ценностей, принятый в 1993 году, давно уже не является основным законом в этой сфере и не отражает реальные потребности арт-рынка. При этом Марина Цыгулева отметила, что ещё в 2014 году был подготовлен и прошёл первое чтение законопроект "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации", который обладал очевидными плюсами. Среди прочего, законопроект предлагал установление перечня и порядка ведения государственных охранных реестров и списков, которые для ряда западных стран являются обычной практикой и являются ориентиром для участников арт-рынка.

art rinok

Действительно, ещё на рассмотрении законопроекта в первом чтении в ноябре 2014 года автор документа Мария Максакова прямо заявила, что действующий закон устарел и морально, и политически, и юридически.

«Он принимался в кризисной ситуации, в расколотом обществе, естественно, что в нём доминируют охранительные тенденции, вполне характерные для тогдашнего Верховного Совета, сохранявшего ещё психологию железного занавеса, - отметила Мария Максакова. – Но прошло более двадцати лет, ситуация  кардинально поменялась, у нас давно действует новая Конституция, мы должны более ответственно относиться к собственному культурному наследию».

По непонятным причинам законопроект так до сих пор и не принят, а тем временем образовался целый пласт нового таможенного законодательства как национального, так и наднационального уровня. Новое законодательство с одной стороны, свело на нет многие усилия национальной законотворческой работы, в том числе, Минкультуры РФ, а с другой – породило ряд неопределённостей в правоприменении и, в частности, в терминологии.

retrocarsМинкультуры и таможня некультурно поступили с владельцами раритета«Отсутствует понятийный аппарат. Он отсутствует в нашем законодательстве и не синхронизирован с законодательством ЕАЭС», - отметил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства Финансов Виталий Прокаев.

Такое положение дел подтверждает и таможенная практика.

 «Например, сейчас есть неопределенность по поводу государственных наград СССР, - рассказали ПРОВЭД в Северо-Западном таможенном управлении. - По решению № 30 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», - прим. ред.) они не являются культурными ценностями. А таможня никак не может это принять, так как часть экспертов ЭКС продолжает относить награды к культурным ценностям».

Комментируя эту проблему, Марина Цыгулева опять-таки отметила расплывчатость и разночтение формулировок в отношении основных понятий, добавив, что терминологический аспект является одним из ключевых в решении проблем правового регулирования арт-рынка.

В целом, всё правовое регулирование в этой сфере устарело и требует серьёзного пересмотра, - уверены и участники арт-рынка, и представители профильных ведомств.

Создание реестра культурных ценностей и ведение реестра экспертов по культурным ценностям, паспортизация культурных ценностей и обязательное страхование профессиональной ответственности эксперта, нотариальное удостоверение сделок с культурными ценностями – это лишь часть необходимых, по мнению президента Евразийской палаты национальных культурных ценностей Александра Швейделя, мер, направленных на комплексное решение проблем, связанных с оборотом культурных ценностей.

«Культурные ценности должны иметь свой паспорт, а свидетельства на вывоз необходимо выдавать не в бумажном виде, а вклеивать их в эти паспорта, как это делается в случае с загранпаспортом и визой», - рассказал ПРОВЭД Александр Швейдель. По его мнению, это существенно минимизирует риски подделки свидетельств на вывоз культурных ценностей. 

К сожалению, сейчас, как отмечают специалисты, несовершенство законодательства (в частности, отсутствие внятного закона о ввозе и вывозе), несогласованные действия различных ведомств, излишне забюрократизированные процедуры получения разрешительных документов, обременительная фискальная политика, а также высокий уровень коррупции тормозят развитие рынка культурных ценностей, антикварного рынка как на национальном, так и на международном уровне. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы