Политика

Что сулит России победа евроскептиков в Молдове и Болгарии?

Избрание президентов-социалистов: в Молдове Игоря Додона, а в Болгарии Румена Радева послужило поводом обратиться к экспертам с вопросами. Не стало ли всё это отражением протестных отношений к действующей экономической политике ЕС, что изменится в российско-болгарских и в российско-молдавских экономических отношениях после прошедших выборов. 

nikita danuk

Никита Данюк,
Институт стратегических исследований и прогнозов РУДН, заместитель директора

- Что сейчас происходит с ЕС? Мы видим результаты Brexit. Вчера Болгария, член ЕС, избрала президента-социалиста. Ассоциированная с Европой Молдова одновременно сделала свой выбор также в пользу президента-евроскептика. Причина у перечисленных событий одна или они разные?

 - В Европе отчетливо виден тренд на растущую популярность правых национально-ориентированных консервативных политических сил. Например, не так давно «Альтернатива для Германии», традиционалистская партия, выступающая в первую очередь с резкой критикой политики ЕС в отношении мигрантов, по числу голосов избирателей обошла партию Ангелы Меркель даже в её родном регионе.

Страны Евросоюза, как мы знаем, разделились: сформировалась так называемая «вышегородская группа», куда вошли Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, выступающие против той миграционной политики, что им навязывает Брюссель.

Помимо миграционного кризиса, существуют большие социально-экономические проблемы в ЕС. Чего стоит позиция стран Средиземноморья, которые выступают с критикой финансово-экономических догматов Брюсселя по поводу уровня госдолга, процента от ВВП… Это такие страны как Португалия, Италия, Испания, Кипр, Греция.

 - Означает ли это, что ЕС ждут серьёзные перемены?

 - ЕС в настоящее время испытывает системный кризис. Сегодняшней политической элите, которая в том числе виновна во всех этих ситуациях, не удается справиться с проблемами. На фоне резкой утраты поддержки населения, я не исключаю, что политический ландшафт Европы может быть отформатирован значительно. То, что это может произойти, даже если этого никто не ждёт, хорошо показывает победа Дональда Трампа.

Мы видим, что есть тренд на антиглобализм. Неолиберальная модель внешней и внутренней политики государств зачастую не является приемлемой для простого народа. В этом отношении Россия, как страна, которая представляет собой альтернативу нынешнему миропорядку и в целом всей системе госуправления, является привлекательной державой. Нет ничего удивительного, что внесистемные политики пытаются, по крайней мере, в своей риторике, показать лояльное отношение к России, к Кремлю и к нашему лидеру.

- В связи с избранием президентов, что изменится в экономических отношениях России с Молдавией и Болгарией?

 - У нас товарооборот с Молдавией сейчас находится на очень низком уровне, и много продуктов молдавского производства не представлены на российском рынке. Это произошло из-за того, что Молдавия подписала ассоциацию с ЕС о зоне свободной торговли, одним из условий которой стало резкое сокращение экономической кооперации с нашей страной. Я не думаю, что на глобальном уровне Молдавия может дать нам какой-то серьезный экономический импульс, но, вместе с тем, возвращение молдавских продуктов на российский рынок станет серьёзным стимулом для молдавской экономики, что и нам тоже выгодно.

В Болгарии с появлением нового президента вряд ли что-то изменится, хотя он и намеревается конструктивно подходить к отношениям с Россией. Вспомним ту же ситуацию с АЭС: проект был абсолютно выгоден Болгарии, он был конкурентным и выигрышно конкурентным по отношению к западным инвесторам, которые там собирались строить. Но, тем не менее, по политическим мотивам договор с нами был расторгнут. Я уже не говорю про пресловутый «Южный поток», когда уже даже инфраструктуру мы подвели, и единственное, чего требовалось – это подпись под документами. Но Брюссель заблокировал эту подпись.

Насчет Болгарии иллюзий питать не стоит. Может быть, на уровне дипломатии всё будет теплее и дружелюбнее, и не будет антироссийских и даже русофобских высказываний, но Болгария – не та страна, которая может позволить себе изменить свою внешнюю политику, в том числе экономическую, без разрешения Брюсселя.

- Что ждать России от ЕС в плане санкций?

 - Бизнес-круги в Германии и Франции не раз высказывались о том, что позиция Брюсселя в отношении антироссийских санкций контрпродуктивна, и застрагивает она, в первую очередь, интересы европейских бизнесменов, которые теряют деньги, теряют рынок сбыта. Потеря российского рынка очень существенно ударила по некоторым отраслям в Европе. И, безусловно, восстановление нормальных экономических отношений будет выгодно не только России, но и европейскому бизнесу. Посещение европейскими бизнесменами всевозможных экономических форумов, которые проходят на территории России, красноречиво свидетельствует о том, что, несмотря на всю информационную шумиху, всё равно люди едут к нам. Потому что они заинтересованы в том, чтобы вести бизнес в России и налаживать совместные проекты. Здесь двух точек зрения быть не может. Но санкции в ближайшее время сняты не будут. 

 

alexey bychkov

Алексей Бычков,
Руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований 

- Смягчится ли санкционная политика в отношении России в связи со сменой глав государств сразу в нескольких странах?

 - Мое представление о ситуации таково: с весны 2017 года будут уже видимые невооружённым глазом изменения. Грядёт постепенное смягчение санкционной политики. Не то, чтобы раз и всё, все санкции прекратятся. Они долго планировались, готовились, внедрялись, и за один день их не убрать.

- Экономическое сотрудничество с Болгарией станет расширяться?

 - В отношениях с Болгарией особенно важно выстраивание линии России в Восточной Европе. Идея с «Южным потоком» может быть реанимирована. «Турецкий поток» стал возможен благодаря мудрым действиям Владимира Владимировича Путина, который сумел вернуть российско-турецким отношениям качественный вид, сопоставимый с тем, что был до того, как сбили самолет. Постепенно выстраивается некая цепочка.

Болгария очень заинтересована в таком партнёре, как Россия с точки зрения поставок своих товаров на российский рынок, а еще более – ради реализации такого глобального проекта, как «Южный поток». Болгария могла бы получить огромные преференции и большие деньги за транзит российского газа. И на строительстве она могла бы заработать за счёт создания рабочих мест.

Вполне возможно, что история с «Южным потоком» восстановится. Болгарам это очень выгодно. Об этом как раз говорил Радев и социалистические силы в стране ещё тогда, когда «Южный поток» отменяли в Болгарии.

- Как на реставрацию проекта «Южный поток» посмотрит ЕС?

- Естественно, Германии это не нужно. Германии нужно, чтобы она управляла всем газом в Европе и диктовала кому, сколько и по каким ценам поставлять. «Южный поток» заставит Германию прислушиваться к мнению южных стран ЕС.

- А что с Молдовой? Россия рынок закрыла, в Европе молдавские товары не нужны. А живо ли вообще сегодня производство в Молдове?

 - Для Молдовы Россия является важнейшим экономическим партнёром. Основной процент, более 70% всех товаров Молдовы были направлены в Россию. Это в основном аграрный сектор, винный сектор. Эти статьи экспорта Молдовы в ЕС не востребованы – они являются своего рода товаром «второго сорта» для европейцев, если их сравнивать с испанскими или итальянскими продуктами. После ассоциации огромное количество компаний в Молдове были вынуждены закрыться или существенно сократить объёмы своего производства.

Нужно отдельно сказать про огромное количество трудовых мигрантов из Молдовы в России. Как ни странно, практически 10% ВВП Молдовы на сегодняшний день – это деньги, пересылаемые трудовыми мигрантами из России. Это немыслимое дело для государства, когда 10% от ВВП – это фактически деньги гастарбайтеров, которые сейчас на полулегальном положении у нас в стране.

Поэтому правительство Молдовы обязано идти на сближение и улучшение отношений с Россией. Если бы условия для молдавских граждан были бы такими же, как для граждан евразийского сообщества и таможенного союза, то улучшилось бы как качество жизни трудовых мигрантов из Молдовы, так и в два раза практически выросли бы поступления от их заработков в молдавскую экономику. Это очень важно.

- Экономические преимущества России от реставрации экономических отношений с Молдовой и Болгарией, каковы они?

 - С точки зрения экономики влияние несущественно. Здесь больше политики. Для России выход на прежний уровень экономических отношений с Молдовой, например, не существенен. Он может быть важен для каких-то региональных предприятий, которые находятся на западе России и куда поставлялись соки и вина из Молдавии, перерабатывались здесь у нас, и получалась уже российская продукция.

По Болгарии, как уже сказал, что для России очень важно, чтобы газ в Европу шёл не только через территорию Украины. Чтобы Украина и Германия не могли влиять на поставки нашего газа. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы