Экономика

Проблемы господдержки: почему малый и средний бизнес не может выйти на внешний рынок?

В России уже давно так сложилось, что внешнеэкономическая деятельность  – это привилегия крупных игроков бизнеса. Малому и среднему бизнесу остается довольствоваться лишь внутренним рынком,  где спрос сокращается, и стимулов для развития становится все меньше.

Помочь выйти на международную арену нашим предпринимателям должно  было государство, однако, по результатам исследования  Счетной палаты, господдержка  осуществляется неэффективно.

На днях ведомство опубликовало итоги отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка порядка представления и эффективности использования в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность» и выявило ряд серьезных проблем, которые буквально сводят на нет эффект от потраченных бюджетных средств.

Показатели эффективности совсем не показательны

Для помощи предпринимателям с 2008 года в регионах было создано 37 центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП и 53 региональных интегрированных центра.  Их главная задачей стали  консультационная поддержка и содействие выходу предпринимателей на международный рынок.

За три года на содержание центров из федерального бюджета было потрачено 960 млн рублей, и ещё 230 млн рублей из бюджета регионов. То есть почти миллиард.

При этом, Минэкономразвития, отчитываясь об эффективности такой поддержки, учитывает лишь то, сколько было выделено средств, а как фактически они ими уже распорядились, и насколько улучшилась при этом жизнь предпринимателей – не сообщается.

Счетная палата также отмечает, что сами показатели, которые оценивают результативность использования субсидий  - совершенно несостоятельны. Они не показывают, как изменилось число малых и средних экспортеров, их объемы экспорта и валовый региональный продукт.  Количественно сама эффективность поддержки тоже никак не оценивается, а рекомендованные расчетные значения применяются одинаково для всех регионов, в результате чего нередко превышаются в разы.   

Так, согласно приказу  Минэкономразвития от 28 марта 2015 № 167  основными планируемыми показателями деятельности центров поддержки являются количество проведенных консультаций, конференций и различных выставок и ярмарок, а также количество предпринимателей малого и среднего бизнеса, которое приняли в них участие или обратились за поддержкой.

Направления расходования бюджетных средств тоже, скорее, косвенно улучшают жизнь предпринимателей. Помимо хозяйственных расходов самих центров это такие статьи, как организация и проведение различных мероприятий и бизнес-миссий, проведение патентных исследований, сертификация и инспекция,  а также оплата услуг самого центра по содействию в продвижении и информировании по экспортируемым товарам.

Аудиторы отмечают и то, что услуги, которые оказывают центры «фрагментарны, дублируются и не увязываются с конечным результатом». Иными словами,  никак не влияют на развитие внешнеэкономических связей, рост объемов и товарной номенклатуры экспорта.

Основа работы - субподряд

Однако главную проблему работы экспортных центров Счетная палата видит в том, что они привлекают друг друга в качестве субподрядчиков. Нередко для работ по оказанию услуг малому и среднему бизнесу и вовсе привлекаются аффилированные организации.

О том, как работает это на практике, ведомство подготовило небольшой видеоролик:

Самым ярким примером подобной «работы» стала деятельность главы Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, на базе которой работает региональный интегрированный центр.  В частности, говорится, что работы по оказанию услуг  стоимостью в 1 млн рублей были переданы на субподряд фирме, где он сам и является учредителем.

При этом в законодательстве нет никаких требований  к самим подрядчиками или качеству оказываемых ими услуг.

Многочисленные нарушения установлены и при проведении конкурсов, в рамках которых представителям малого и среднего бизнес выделяются субсидии . Счетная палата отмечает, что средства выдаются конкретным юридическим лицам, а сам конкурсный отбор является, скорее, формальностью.

Особенно много нарушений выявлено в Новосибиркой области и Ставропольском крае. Ведомство отмечает «несоблюдение сроков предоставления субсидий, недостаточный контроль за составом документов и предоставлением отчетов». При этом в Новосибирской области и вовсе в саму комиссию, которая решает вопрос о предоставлении субсидии, входил представитель организации.

Чего удалось добиться мерами «господдержки»?

Непосредственный эффект от такой господдержки трудно оценить, ввиду отсутствия конкретных количественных показателей по выделяемым суммам.  Однако отдельные цифры всё же есть. По данным ведомства в 2015 году поддержка была оказана 16,5 тысячам экспортоориентированных представителей малого и среднего бизнеса.

По данным Федеральной таможенной службы общая доля представителей МСП, которые выходят на внешние рынки растет, но пока ещё остается более чем скромной – экспортную деятельность на начало 2016 года осуществляли 14,6 тысяч малых предприятий и 1,56 тысяч средних.  В основном это компании из Москвы и Санкт-Петербурга.

subsid1

Однако их доля относительно всего малого и среднего бизнеса в России составляет лишь 5%.

По подсчетам Минэкономразвития благодаря субсидиям за последние два года было создано почти семь тысяч новых рабочих мест, а каждый рубль поддержки обеспечил прирост выручки объектов МСП на 119 рублей.  В то же время, представители Счетной палаты к этим данным относятся скептически, поскольку документально эти цифры никак не подтверждаются.

Аудиторы отметили и другой печальный факт: в 2015 году доля субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта упала на 35% по физическому объему и на 43,1% в стоимостном выражении.

Таким образом, по мнению ведомства, от данной формы поддержки надо отказаться, или пересмотреть механизм её оказания. 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы