Таможня

Приостановление «интеллектуальных» товаров: доверяй, но проверяй

Вряд ли сегодня найдётся участник ВЭД, который не знает,  что такое приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Однако, как показывает практика, не все знают, что таможенные органы приостанавливать могут не только выпуск товаров, содержащих ОИС, включённые в специальный реестр, но и любого другого товара, если он содержит в себе охраняемый законом объект интеллектуальной собственности. Такая возможность называется «ex-officio» и появилась у таможенных органов с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза 2010 года.

Однако для приостановления выпуска в рамках ex-officio есть ограничения: такая процедура возможна только при условии наличия у таможенного органа информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации, а также в случае, если такие меры ранее не применялись в отношении товаров, содержащих данный объект интеллектуальной собственности. Данное требование установлено статьёй 308 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ. Соответственно, если одна из таможен страны приостанавливает товар с неким товарным знаком, не внесённым в ТРОИС, то повторно приостановить товар с этим же товарным знаком без его предварительного внесения в ТРОИС больше ни одна таможня не имеет права. Наличие этого ограничения порождает закономерный вопрос: каким образом таможенные органы отслеживают приостановления выпуска в рамках ex-officio по всей стране?

Оказывается, в течение нескольких лет после того, как таможенники начали приостанавливать товары, содержащие объекты, не внесённые в ТРОИС, информация о таких приостановлениях складировалась на внутреннем ресурсе ФТС в неформализованном виде. И таможеннику для того, чтобы убедиться в правильности приостановления выпуска в рамках ex-officio и соблюдении связанных с этим ограничений, пришлось бы каждый раз вручную открывать и пролистывать каждый без исключения файл среди сотни документов в форматах excel, word, сбрасываемых на портал ФТС всеми таможнями страны в абсолютно несистематизированном и хаотичном порядке. Очевидно, что  при таком положении дел осуществить полноценную проверку просто невозможно, учитывая сжатые сроки принятия решения о приостановлении выпуска.

«Случаи повторного приостановления по ex-officio если и имели место быть, то выяснялось это обычно случайно и постфактум. И есть подозрения, что таких случаев было чуть больше, чем мы сами подозреваем», - осторожно поделились с нами в одном из таможенных управлений.

Однако ФТС, в течение пяти лет не решавшая эту проблему, наконец, издала письмо от 29 декабря 2014 года № 01-11/64075 «Об учёте случаев приостановления выпуска товаров».

Этим письмом  таможенное ведомство обязало все таможенные органы с 1 января 2015 года представлять отчёты о случаях приостановления выпуска товаров в рамках «ex-officio» по единой форме, размещённой на портале ФТС России. Форма представляет собой электронный журнал, в который вносится информация о таможенном органе, наименовании ОИС с возможностью подгрузить его изображение, о правообладателе, выявленных признаках контрафактности, датах и результатах приостановления. Данный журнал позволяет таможенникам оперативно осуществлять поиск приостановлений в рамках «ex-officio» по разным критериям.

В ответ на запрос юриста компании «FreeВЭД» Михаила Шавернева, Южное таможенное управление указало, что таможенные органы, принявшие решение о приостановлении выпуска по  «ex-officio», направляют соответствующую информацию в письменной и/или электронной форме не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска.

«Региональные таможенные управления и таможни непосредственного подчинения, не позднее следующего рабочего дня со дня получения данной информации, размещают ее на Портале ФТС России», - гласит ответ управления.

Тем не менее, несмотря на то, что ФТС существенно облегчила задачу своим сотрудникам, проблема, как оказалось, разрешена не до конца. Во-первых, данная база недоступна для участников ВЭД, что не позволяет им в полной мере оценить риски, связанные с возможным приостановлением выпуска ввозимых товаров при отсутствии ОИС в таможенном реестре. Кроме того, декларант не имеет возможности убедиться, что в случае  приостановления выпуска его товаров в рамках «ex-officio» ограничения, предусмотренные статьёй 308, соблюдены, а его права не нарушены.

Во-вторых, мы попросили наших знакомых в таможенных органах поискать по журналу приостановления, осуществлённые до 2015 года. Увы, найти такие данные никто не смог, а это означает только одно: данные до 2015 года либо не подгружены вовсе, либо подгружены в базу не в полном объёме, что в любом случае создаёт риск нарушения таможенного законодательства в части ограничений применения процедуры ex-officio.

По мнению многих экспертов, информация, о которой идёт речь, должна быть открытой и доступной в той же мере, как и, например, база объектов интеллектуальной собственности, внесённых в таможенный реестр. Только в этом случае можно будет избежать нарушения как требований части 5 статьи 308 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», так и прав участников ВЭД.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы