Таможня

Портал в беспросветное будущее: зачем таможне неработающий "Морской порт"

В Минфине на этой неделе состоялось совещание по вопросу функционирования портала «Морской порт». На этой же неделе с демонстрационными целями возможностей портала Минтранс провёл совещания в Санкт-Петербурге. О судьбе этого продукта уже более двух лет на страницах нашего издания говорилось много, многострадальной перспективе предварительного информирования таможенных органов  – еще больше.

Напомним, что по замыслу заказчика проекта (ФТС), должна быть создана единая платформа, обеспечивающая взаимодействие между всеми участниками процесса оформления товаров и транспортных средств в морских портах. В этих целях в 2014 году был заключен госконтракт на проведение научно-исследовательской работы стоимостью почти 12 млн руб., призванной на основе всесторонне изученных бизнес-процессов в морских портах создать прототип платформы электронного взаимодействия. Заказчика (ФТС) вполне удовлетворило качество данной работы и по ее итогам, в рамках уже другого контракта, за 36,9 млн руб. государственных денег был создан «Портал взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска», по-простому, портал «Морской порт»,  который ФТС в мае этого года приняла у подрядчика и безуспешно пытается внедрить в повседневную жизнь. Почему безуспешно?

Напомним, что согласно конкурсной документации, «назначением создаваемого комплекса программных средств является обеспечение совместной работы участников внешнеэкономической деятельности, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и других участников морских перевозок в морских портах Российской Федерации на основе принципов и механизмов «Единое окно» и электронного документооборота».

Что имеем на сегодняшний день?

Никакого обещанного «Единого окна» не создано. Портал далек от завершающей стадии разработки. При этом он не исключает, а дублирует бумажный документооборот. Портал направлен исключительно на вопросы, связанные с прибытием судов загранплавания и пока не предполагает информирования всех заинтересованных сторон о принятых решениях таможней по разрешению на прибытие. Пока «Морской порт» не настроен на поддержание обратной связи ни с перевозчиками, ни с другими внешними пользователями. Информация, переданная через портал, не интегрирована ни с Аистом, ни с какой-либо другой программной системой ГКО.

Всякий программный продукт пользователь оценивает, в первую очередь, с точки зрения его полезности. Среди пользователей портала можно выделить несколько основных категорий – потенциальных бенефициаров софта:

Морские перевозчики

Основные их требования сводятся, в общем-то, к элементарным вещам: переход на электронный документооборот с полным отказом от бумажного, причем в практикуемых при морских международных перевозках форматах, получение разрешения на выгрузку сразу после швартовки судна к причалу, а также подача информации в единую точку входа один раз. Причем, что важно, только тех сведений, которыми располагает сам перевозчик на основании имеющихся в его распоряжении стандартных документов, используемых в международной морской практике.

Что получилось в реальности? Заявленный механизм «единого окна» даже в рамках проводимого эксперимента не заработал, морские перевозчики вводят одну и ту же информацию в различные информационные системы: «Модуль регистрации судозаходов» Минтранса, Систему капитана порта (СКАП), в КПС «Морской пункт пропуска» и «Fill Bill» таможенного поста. Плюсом к этому идет комплект бумажных документов. Никаких упрощений-ускорений участие в т.н. «эксперименте» пока не выявило.  

Позиция перевозчиков, озвученная на прошедшем совещании, была безапелляционна: портал «Морской порт» не решает всех этих задач, а потому бесполезен. Отметим, что эта категория пользователей одна из главных, поскольку именно от перевозчика поступает хоть и скудная, но самая первая информация о товарах и транспортных средствах, прибывающих в порт. И все попытки руководителей от таможенного ведомства  длительное время игнорировать мнение морских перевозчиков ничего, кроме полного недоумения, не вызывают.

Стивидоры

Как ни странно, на упомянутое выше совещание в Минфине из стивидоров никого не позвали. Справедливости ради отметим, что стивидорные компании сами заняли выжидательную позицию и не проявляют особой активности в проведении такого рода экспериментов. Для них портал – это прокладка, за которую никто не отвечает. Ведь многие годы стивидоры в информационном плане вполне успешно взаимодействуют и с морскими перевозчиками, и с таможенниками, и с участниками ВЭД. Причем обмен информацией этот живой, постоянный. А можно припомнить, что в той же самой Балтийской таможне, на Канонерском острове, еще 10 лет назад были оборудованы рабочие места с выходом в системы учета основных петербургских контейнерных терминалов, где первоначальная информация по судозаходам была представлена за 3 дня до прихода судна!

Декларанты и иже с ними

Конечная цель любого декларанта – беспроблемное получение своего груза на свой склад. Без проблем – это значит быстро и с минимальными затратами. И тут главное даже не соревнование на скорость, на часы и минуты, а скорее, предсказуемость принимаемых таможней решений. Декларанту важен принцип единовременного ввода необходимой для целей государственного контроля информации в одно место и получения разрешения на вывоз уже очищенного товара. Решает ли портал эту задачу? Нет. Разрешительные документы необходимо получать в разных местах, и, как правило, в бумаге. Например, если груз подлежит контролю со стороны Россельхознадзора, декларанту, как и прежде, придется основательно побегать: весь документооборот  по-прежнему построен на бумажных технологиях. Портал лишь способен сообщить, что груз подлежит госконтролю, все остальное - ногами.

Более того, в «единое окно» не удалось даже интегрировать таможенные софты. Отправленная в портал предварительная информация о товаре не отменяет подачи декларации на товары, по которой таможенниками и принимаются основные решения, связанные с проведением контроля, будь то дополнительная проверка, или таможенный досмотр. И даже если подать предварительную декларацию, ее можно использовать в качестве предварительной информации, но только в одностороннем порядке, потому что необходимую для выпуска информацию о выгрузке товара на терминал портал не дает.

Иными словами, работа декларанта с порталом – дополнительная транзакция, не отменяющая, и даже не упрощающая уже существующие.

Таможня

При полном отказе от бумажных документов, таможенники с помощью портала рассчитывают освободиться от обязанности штампования бесчисленных бумажных документов, представляемых на прибытии и убытии судов, а заодно почистить свои архивы от макулатуры. Однако, как уже отмечено выше, поскольку их коллеги из контролирующих органов пока не готовы к переходу на электронный документооборот, счастья ждать не скоро. Более того, даже собственный устаревший софт КПС «МПП» с дублирующими новый портал функциями таможенники используют до сих пор, вводя информацию в него вручную!     

Однако, главный бонус, который хочет получить таможня – предварительная оценка рисков, связанных с прибывающими  товарами, которая поможет заранее определиться с необходимыми формами таможенного контроля и ускорить процесс таможенной очистки. Но и тут не все так просто. Существующая ныне система управления рисками в принципе не годится для оценки рисков на этапе «до прибытия». Заявленный и пропагандируемый ФТС субъектно-ориентированный подход к оценке рисков при правильном его функционировании не может допустить того, чтобы 40% ввозимых товарных партий (данные ФТС) оказались в зоне риска. При правильной оценке рисков нельзя допустить, чтобы 34% ввозимых товарных партий (данные по ЮТУ) отправлялись на осмотр с применением ИДК. При таком подходе ни о каком ускорении-упрощении речи также нет.

Таким образом, на сегодняшний день лишь морские перевозчики и таможенные органы заинтересованы  в данном продукте, и то лишь при выполнении определенных условий. Нужно честно признать, что эксперимент не удался, и сконцентрировать усилия на тех функциях, которые еще можно реанимировать: а именно, на электронном взаимодействии с морскими перевозчиками при операциях прибытия и убытия.

Тогда зачем же весь этот сыр-бор?

Надо признать, что в отличие от коллег из других контролирующих ведомств, ФТС значительно продвинулась в развитии электронных технологий. Но,  заявив о создании «Единого окна» в морских пунктах пропуска, ФТС взяла на себя непосильную ношу. В пропагандистскую работу по демонстрации возможностей портала включилось высшее руководство ФТС и Минтранса, а контроль внедрения осуществляет, шутка ли сказать – сам вице-премьер правительства Игорь Шувалов!

Понятно, что за 48 миллионов бюджетных рублей «Единое окно» на всю страну не построишь, но деньги то уже освоены. И если вдруг окажется, что они  потрачены впустую, кое-кому будет несдобровать. Напомним, что один из разработчиков конкурсной документации, по которой строился нынешний портал, экс-глава ГУИТа экс-генерал Алексей Шашаев по решению Тверского суда уже отправился в колонию отбывать свой срок на пять лет. Кто следующий?   

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы