Таможня

Таможня не в силах защитить рынок от контрабанды?

− А вам приходилось предоставлять экспортную декларацию США?
− Да.

− А как вы это сделали? По закону ведь США её не выдают.
− Давайте лучше не будем об этом говорить.
− Но почему?
− Нам это не нужно.

Такой таинственный диалог состоялся у нас с таможенным брокером, оформляющим импорт из США. В другой брокерской компании рассказали: «90% документов, которые подаются в таможню, сделаны самим брокером и распечатаны на хорошем офисном принтере. В штате, как правило, есть специальный человек, который этим занимается».

Таможня требует те документы, эти, пятые, десятые, нужные и ненужные, контролирует, всё досконально проверяет, но в магазинах, на рынках меньше контрабанды (или контрафакта – кто там разберет) не становится. Греческая клубника на развалах в самом начале весны (или крымская, что вызывает ещё большие сомнения в это время года), импортный табак без акцизных марок, про белорусские киви и креветки уже даже шутить не хочется.

Отчеты таможни о количестве не допущенных к ввозу товаров, об уничтоженных продуктах, об эффективности таможенного контроля и контроля после выпуска товаров обращаются в труху, когда всё, что угодно, можешь найти на прилавках. И последнее говорит о полной неэффективности работы таможенной службы в таком виде, в котором она есть сейчас.

Зайдите на местный вещевой рынок. Calvin Klein, Nike, Dolce&Gabbana (возможно, со слегка измененными буквами и логотипами) по тысяче рублей за штуку – это всё то, что прощёлкала таможня со своим эффективным контролем. Едва ли можно всерьез подумать, что всё это добро, которым завалены рынки, пошито в России. Будь оно так, такими темпами и размахом мир одевали бы мы, а не Китай.

tabak mimoТабак обходит таможню сторонойПРОВЭД уже писал о том, что для проведения доппроверки (особенно участившиеся после выхода вопиющего приказа №280) таможня запрашивает, например, экспортную декларацию и прайс-лист производителя, которые импортеры тут же любезно предоставляют – только что нарисованные в графическом редакторе.

Инспектору необходимо запросить весь комплект документов до последней возможной бумажонки, чтобы потом, отчитываясь перед начальством, не получить по шапке за недоработку. Таможня просит, импортер предоставляет. А пока идет эта мышиная возня, в страну тоннами завозятся поддельные «Найки» и арабский табак.

И если верить брокерам о 90% самодельных документов, то можно с уверенностью констатировать, что никакая документация, сопровождающая партию, не гарантирует полной безопасности и качественности продукции, не защищает потребителя от возможного негативного воздействия, не защищает добросовестных импортеров и местных производителей от непосильной конкуренции и банального демпинга. Разве не защита этих интересов провозглашена главной целью таможни?

С другой стороны, большая часть бумаг, которую предоставляет импортер, призвана подтвердить заявленную стоимость товара, чтобы, не дай бог, лишний рубль не ускользнул от казны. Но этот вопрос, вероятно, скоро разрешится, раз ФТС и ФНС вот-вот сольются в радостном объятии. Финансовые потоки, налоги отследить будет проще.

Импортер занижает цену товара, чтобы уплатить таможне меньше пошлин. Однако реализует его на рынке по той цене, по которой посчитает нужным. Пусть даже в три, в четыре раза выше. Но с навара придется платить налог на прибыль, и небольшое количество таможенных пошлин компенсируется налогом, который администрирует ФНС. Проблему недостоверного декларирования таможенной стоимости можно будет считать закрытым.

А вот больной вопрос повисает в воздухе: зачем столько документов и проверок (или таких проверок), если таможня не может защитить рынок от контрабанды и контрафакта?

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы