ЕАЭС

Таможенный кодекс ЕАЭС позволит таможне долго работать по понятиям?

Несколько дней назад ЕЭК направила проект Таможенного кодекса ЕАЭС на внутригосударственные согласования и опубликовала его текст на официальном ресурсе для ознакомления. Эксперты отмечают недостатки документа и прогнозируют сложности работы по нему.

Как сообщили ПРОВЭДу в ЕЭК, в самое ближайшее время там планируют подготовить обзор самых очевидных изменений, которые затронут интересы участников ВЭД и физических лиц, но уже сейчас нам рассказали о тех новых подходах, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС. Среди них и приоритет электронного таможенного декларирования, и возможность регистрации таможенной декларации и выпуска товаров в автоматическом режиме, непредставление бумажных документов и истребование их только в случае, если укажет система управления рисками. И это лишь краткий перечень, того, что обещает нам жизнь при новом кодексе.

В первую же очередь, когда говорят о том, что существенно нового и позитивного привнесёт новый ТК в околотаможенную жизнь, почему-то ссылаются на изменения, касающиеся института уполномоченных экономических операторов (УЭО).

«Что касается уполномоченных операторов, то эта глава соответствует самым высоким стандартам и либеральна донельзя», - сообщил нам один из таможенных руководителей, добавив, правда, при этом, что «наш оператор, собственно, её под себя и писал».

«Важным является указание на то, что с даты вступления в силу свидетельства УЭО, последний относится к категории низкого уровня риска, - рассказала нам руководитель Юридической компании Магистраль и юридического департамента Группы компаний «Континент» Марианна Чугаева. - На сегодняшний день УЭО часто страдали из-за того, что на них не распространялся режим низкого уровня риска и формально они ничем не отличались в этой части от обычных участников ВЭД, теперь это условие напрямую закреплено в новом кодексе».

Указала эксперт и на то, что в новом ТК предусматривается разделение на три типа свидетельств о включении в реестр УЭО, при этом определены различные условия к получению статуса, а также различается и набор специальных упрощений, предоставляемых УЭО разных типов. Кроме того, введён целый ряд ранее не применявшихся специальных упрощений, предоставляемых УЭО, среди которых первоочередной порядок совершения таможенных операций, таможенный транзит без обеспечения, приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах, проведение таможенного контроля (осмотра, досмотра) в первоочередном порядке.

Также Марианна Чугаева отметила и другие позитивные нововведения ТК ЕЭАС:

«Новый кодекс определяет, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, и только при определенных обстоятельствах срок выпуска может быть продлен. Кроме того, установлен общий четырёхмесячный срок временного хранения, который ранее составлял 2 месяца с возможностью продления до четырёх».

Также эксперт отметила, что в проекте нового кодекса установлена возможность реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли как для выезжающих с территории таможенного союза, так и для въезжающих на его территорию.

Однако было бы неправдой утверждение о том, что экспертное и профессиональное сообщество единогласно в своих оптимистических ожиданиях и  массово поддерживает явление нового кодекса народу. Очень много экспертов сходятся во мнении, что в новом кодексе радикальных улучшений нет, что он написан таким языком, которого не знают и не понимают даже юристы, называя текст иезуитско-бюрократическим, в котором сложно отыскать как смысл и ключевые слова.

Именно поэтому участники ВЭД боятся, что принятие такого документа на несколько лет ввергнет всю сферу таможенного регулирования в хаос, и потребуется долгое время на осознание масштабов бедствия, на «расшифровку» кодекса и выяснение того, как должна применяться та или иная норма. Как следствие – отсутствие единообразного правоприменения со всеми вытекающими негативными последствиями. И больше всего, естественно, участники ВЭД боятся того, что таможенники продолжат работать «по понятиям» до тех пор, пока на каждое предложение ТК  ЕАЭС не получат бумажку с разъяснениями по единообразному применению.

Кроме того, кодекс так не смог окончательно уйти от «бумажных» технологий в таможенном декларировании и полностью перейти к электронному декларированию, а среди новых подходов, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС, указан такой, как «оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации». Однако подход подходом, а на практике, как оказалось, «прогрессивный» документ сохраняет недостатки существующей редакции.

Руководитель рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска (МПП) Координационного совета при Комитете Госдумы по транспорту Владимир Коростелёв отмечает, что морским перевозчикам кодекс в той редакции, что есть, жизнь не упростит.

«Для морских перевозчиков после принятия новой редакции ТК ТС не изменится НИЧЕГО. Положения ТК, касающиеся прибытия (и убытия) товаров на таможенную территорию (из таможенной территории) сохраняют недостатки существующей редакции: (1) содержит расплывчатые формулировки, как, например, «транспортные (перевозочные) документы», «сведения» - толкование этих слов зависит только от уровня воображения и образования таможенного инспектора, (2) не содержит конкретного окончательного перечня форм документов, требуемого таможенными и другими государственными контролирующими органами (3) не приведен в соответствие с требованиями Конвенции по облегчению международного морского судоходства - Конвенции ФАЛ-65 (в этой конвенции четко прописаны 8 документов на прибытие и 6 документов на убытие», - такую характеристику проекту кодекса дал Владимир Коростелёв.

Однако, по мнению Галины Баландиной, руководителя Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, преждевременно давать какую-либо окончательную оценку ТК ЕАЭС, так как работа над ним ещё не закончена.

«Окончательного текста пока нет, он будет ближе к октябрю или даже к ноябрю. И сейчас более правильно не осуждать и критиковать кодекс, а воспользоваться оставшимися несколькими днями, в течение которых можно направить свои предложения и пожелания, - пояснила нам Галина Баландина. - Есть опубликованный текст законопроекта и есть РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей, - прим. ред.), который взял на себя миссию консолидации мнения бизнеса по проекту ТК и представлению его госорганам для отстаивание позиции бизнес-сообщества».

  В связи с этим стоит отметить, что на днях в Минэкономразвития России состоялось обсуждение дальнейших процедур взаимодействия между бизнес-сообществом и органами государственной власти в период проведения внутригосударственного согласования проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, которое должно быть завершено до 20 сентября.

Как стало известно ПРОВЭД, РСПП просит всё профессиональное сообщество активизироваться и представить свои предложения до 25 августа. Минэкономразвития, в свою очередь, принимает замечания и предложения до 29 августа с тем, чтобы до 2 сентября предварительно обсудить их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Обновленный проект ТК ЕАЭС размещён на сайте ЕЭК в разделе таможенного блока. Это именно та утвержденная редакция, которая направлена на ВГС. До конца августа ЕЭК организует обсуждение предложений сторон, которые не успели обсудить, а 2 сентября в ЕЭК возобновится работа экспертной группы.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы