Таможня

Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?

Вместо миллиона евро в качестве обеспечения таможенных платежей – всего 20 миллионов рублей. Такими предложениями таможенных представителей завлекают к участию в саморегулируемых организациях. Законопроект об обязательном саморегулировании таможенных представителей продвигается уже не первый год, но к нему по-прежнему очень много вопросов: каковы будут полномочия СРО, какие бонусы получат их участники и есть ли риски?

Законопроект о СРО создала и продвигает Ассоциация Саморегулируемая организация «Национальное объединение таможенных представителей» (Ассоциация СРО «НОТП»). Ассоциация была создана в 2015 году петербургскими таможенными представителями, а в октябре прошлого года была включена в реестр саморегулируемых организаций. Впрочем, о СРО начали говорить ещё раньше.

Контроль над реестром и законодательная инициатива

Предполагается, что полномочия у СРО в случае принятия законопроекта об обязательном саморегулировании таможенных представителей будут весьма обширные.

Во-первых, будет косвенное ведение реестра. Если просто, то так: СРО ведёт список членов СРО, а ФТС – реестр таможенных представителей, в который входят компании из списка СРО. «Реестр СРО ведёт ФТС России, исключение из реестра СРО осуществляется только по решению суда. Реестр членов СРО ведёт сама СРО и предоставляет ФТС контрольный экземпляр такого реестра», – говорится в концепции законопроекта.

Во-вторых, саморегулируемые организации хотят наделить правом установления правил и стандартов, которым должны следовать и соответствовать члены СРО. «Предлагается наделить СРО следующими функциями: разработка и установление требования к членству в СРО таможенных представителей…», – говорится в концепции. Кто будет контролировать эту «разработку и установление требований», не уточняется.

В-третьих, в ассоциации хотят, чтобы у СРО было «право законодательной инициативы» (по каким вопросам, в концепции законопроекта не говорится), в-четвёртых, «право наложения вето на нормативные акты, несоответствующие стандартам СРО».

Сэкономить в 3,5 раза

Главный бонус, который сулит ассоциация всем входящим в СРО – это экономия. Отмечается, что созданные СРО будут «нести ответственность за своих членов через механизм снижения финансовой нагрузки при внесении обеспечения деятельности через создание компенсационного фонда и программы страхования».

Безусловно, экономия не «за бесплатно». Каждый член СРО обязан будет внести взнос в размере 1,5 миллиона рублей. Помимо этого, он должен оформить договор страхования на 20 миллионов рублей и внести обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 20 миллионов рублей.

Напомним, сейчас финансовая нагрузка у таможенных представителей намного выше. Согласно Таможенному кодексу ТС, одним из условий включения в реестр таможенных представителей является «предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро». В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС это условия сохраняется.

Прямой путь к категорированию

Среди ключевых задач СРО – борьба с «серыми» схемами. Бороться с этим недугом планируют за счёт внедрения категорирования. Если по-простому, те, кто в СРО – попадают в группу самой низкой степени риска.

«Участники СРО должны войти в группу самой низкой степени риска. По сути, это высшая категория добросовестности в системе категорирования. Это означает, что к участникам должны применяться минимальные меры госконтроля. При такой схеме работы грузы участников СРО должны будут оформляться быстрее и дешевле, чем у остальных. Это создание экономической основы для потери выгоды оформления «в серую», когда процесс будет содержать максимум контрольных функций со стороны ГКО, а это вяло и дорого», – отмечается на сайте ассоциации.

Смогут ли войти в группу самой низкой степени риска компании, которые не входят в СРО, в законопроекте не отмечается

А каковы гарантии того, что «серые» компании не попадут в СРО? На этот вопрос косвенный ответ есть. Отмечается, что в СРО смогут попасть только те, кто будет соблюдать определённые стандарты. Эти стандарты разработаны в соответствии с Таможенным кодексом ТС, федеральными законами №311 и 315-ФЗ и что интересно – уставом СРО.

Выборка участников

Тех, кто не будет соблюдать стандарты, естественно, ждёт не пряник, а кнут. Самый страшный кнут – исключение. За исполнением стандартов, естественно, будет следить сама СРО. Причём, речь идёт о контроле «предпринимательской деятельности в части соблюдения ими требований стандартов и правил».

В концепции говорится, что «в каждой СРО должно быть не менее 35 членов». С учётом постоянно снижающегося количества действующих сегодня в стране таможенных представителей количество СРО не будет превышать цифру 12 (так как всего в реестре 429 компаний), а по факту – и того меньше.

В документе отмечается, что функции по разработке и установлению требований к членству в СРО таможенных представителей берут на себя сами СРО. При этом на сайте ассоциации говорится, что одним из условий вхождения в СРО «НОТП» является рекомендация от одного из членов совета ассоциации – вероятно, подобные условия вхождения смогут вводить и другие СРО, то есть попасть в СРО будет не так просто.

sro 3

Какой-то междусобойчик

Генеральный директор ООО «Кастомс Рус» Андрей Кириенков обращает внимание на то, что самого законопроекта в открытом доступе нет. Опубликована только концепция законопроекта, причём, четырёхлетней давности. На какой сейчас стадии законопроект о СРО, неясно.

– Эта инициатива пошла из Петербурга, предложение было вынесено на РСПП, но дальше этого дело не пошло. На ОРВ законопроекта не было, заинтересованным сторонам его тоже не рассылали, идёт какой-то междусобойчик. При этом самого законопроекта в открытом доступе нет, – отмечает генеральный директор ООО «Кастомс Рус» Андрей Кириенков.

Он не видит смысла в организации СРО в среде таможенных представителей.

– Вопрос – для чего всё это? В кодексе написано: за два установленных нарушения брокера выкидывают из реестра. Если брокер допустит две ошибки – что в СРО, что в ФТС – он будет исключён из списка. Вопрос, тогда зачем подменять другой структурой Федеральную таможенную службу, у которой эта услуга бесплатная? Того, что ФТС не справляется или не успевает, я не вижу, по крайней мере, никто в ФТС на это не жаловался: количество брокеров резко сократилось за последние два года, количество запросов на такую работу минимальное. Тем более, в таможне сейчас внедрили подачу документов в электронном виде. Зачем подменять госорган коммерческой структурой, которая за это будет деньги брать? – недоумевает Андрей Кириенков.

Риск монополизации

По мнению руководителя департамента международных перевозок и таможенного оформления «ИТЕКО Евразия» Николая Орлова, принятие законопроекта о СРО может привести к монополизации рынка

– Монополизация возможна в связи с укрупнением участников рынка и большей независимостью от регулирующих органов. Уход с рынка малых и средних участников, не желающих или не имеющих возможности вступать в СРО, следствием чего будет снижение конкуренции и вероятный рост цен, – перечисляет возможные риски Николай Орлов.

Также, по его мнению, возможно «ослабление контроля и уменьшение способов влияния со стороны ФТС на таможенных представителей и, соответственно, возрастание рисков нарушений со стороны последних». По словам Николая Орлова, реестром таможенных представителей должны заниматься таможенные органы.

– Ведение реестра должно оставаться в ведении ФТС, это исключит внесение в реестр участников по «картельному» принципу, когда член СРО автоматически попадает в список. Исключение из списка также должно осуществляться ФТС для исключения ситуаций давления на участников со стороны СРО. Если с ФТС снимается решающая роль по решению на внесение в реестр или исключение из реестра, то  это не только не снизит коррупционную составляющую, но может вовлечь новых фигурантов, – объясняет он.

Что касается категорирования таможенных представителей, то этим вопросом должны заниматься не отдельно таможня, и не отдельно СРО, считает Николай Орлов. По его мнению, «необходимо создание коллегиального органа, включающего в себя ФТС, таможенных представителей и представителей торгово-промышленной палаты для выработки решений, направленных на создание системы категорирования, отражающей интересы всех сторон».

Делить особенно нечего

По словам генерального директора ООО «РЛП» Руслана Кисса, внедрение обязательного саморегулирования таможенных представителей не приведёт к монополизации рынка. Монополизировать в общем-то уже нечего.

– Сегодня продвигать СРО для таможенных представителей ещё смешнее, чем продавать прошлогодний снег. Сама по себе идея СРО рынка околотаможенных услуг ещё как-то была актуальна лет 7-8 назад. За это время много чего поменялось, появился ТС, ТК ТС и вообще очень серьёзно изменился статус таможенного представителя, плюс развитие технологий, введение ЭД и удаленного выпуска, существенно снизили значимость и необходимость ТП как профессионального посредника, – говорит Руслан Кисс.

По его мнению, необходимо создать нового, соответствующего требованиям и условиям рынка посредника.

– Например, Оператора безопасности цепи поставки или что-то в этом роде, который не будет примитивным посредником между таможней и экспортёром и импортёром, а станет самостоятельным агентом цепи поставки, то есть оператором на уровне хотя бы 3PL. Вся нынешняя суета по СРО ТП, с одной стороны, бурная имитация деятельности по сохранению института ТП, а, с другой стороны, в условиях снижающего значения ТП, попытка искусственно создать конкуренцию. Если будет введено обязательное саморегулирование ТП, то о ТП как об институте посредников в сфере ВЭД, можно будет говорить уже в прошедшем времени, – объясняет гендиректор ООО «РЛП».

Белые пятна

Никакой дополнительной информации от Ассоциации СРО «НОТП», которая продвигает законопроект, получить не удалось.

Столь же немногословной оказалась и сама таможня, которой, по сути, предлагают отдать часть полномочий отдельной структуре. В ФТС России обошли острые вопросы, касающиеся СРО, и только поделились статистическими данными. По состоянию на 5 июня, в реестре таможенных представителей находятся 429 компаний. Доля деклараций на товары, составленных таможенными представителями и зарегистрированных в таможенных органах РФ, в общем объёме деклараций на товары за пять месяцев 2016 года составляет 46,47%. По крайней мере, эти цифры свидетельствуют о масштабе рынка, который заинтересовал сторонников СРО.

– Треть из этих 429 таможенных представителей – реально рабочие, треть – обслуживающие и привязанные к какой-то конкретной  крупной корпорации, ещё треть – работающие от случая к случаю, сводящие концы. «Эксперты» ратующие за СРО ТП, никак сами не могут определить, что же все же они хотя саморегулировать. Пока всё остановилось на финансовом обеспечении деятельности ТП. Более того, до принятия закона (даже если сегодня будет приято решение) хотя бы на уровне профильного комитета ГД – как до Аляски пешком. А в ближайшее время должен выйти новая редакция ТК ТС, скорее даже новый ТК, в  котором коллеги, ратующие за СРО, даже не позаботились изменить границы солидарной ответственности ТП, – отмечает гендиректор ООО «РЛП» Руслан Кисс.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы