Экономика

Таможенные союзы – будущее или прошлое?

Таможенные и торговые союзы – это форма экономической интеграции стран, при которой они договариваются об общих правилах торговли между собой и другими государствами. Про ЕС и Евразийский союз знают все, но про другие подобные союзы многие даже не слышали. Всего в мире их насчитывается несколько десятков, но большинство существует лишь на бумаге. ПРОВЭД решил рассказать о наиболее заметных из них.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) был создан в 1981 году для координации экономической политики Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, Катаром, Кувейтом и Бахрейном. Таможенный союз заработал с 1 января 2003 года, более 70% товарооборота внутри союза обеспечивают Саудовская Аравия и ОАЭ. Как и в большинстве таможенных союзов, товар, ввезенный на территорию участника таможенного союза, облагается пошлиной один раз и в дальнейшем, при перемещении на территорию других участников союза, пошлина не взимается. Союз также ввел единый тариф для товаров, импортируемых из третьих стран, его размер для многих товаров был установлен на уровне 5%, но большинство товаров вовсе не облагаются пошлиной. Основным экспортным продуктом союза все еще остается сырая нефть, но зависимость от углеводородов сильно разнится. Так, у ОАЭ на долю нефти приходится лишь 25% ВВП, у Саудовской Аравии – около 80%.    

MERCOSUR (Общий рынок государств Южной Америки)

merco

Договор о создании общего рынка государств Южной Америки (Mercado Comun del Sur, MERCOSUR) начал действовать с 1994 года. В объединение входят Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия, Венесуэла, в ближайшее время готовится вступление Боливии. Доля MERCOSUR в мировом экспорте — около 2%, экономический союз объединяет свыше 75% совокупного ВВП Южной Америки. Союз традиционно имеет репутацию протекционистского, просоциалистического и недостаточно эффективного. Хотя с 1 февраля 1995 года для членов сообщества введен общий внешний таможенный тариф, государства продолжают защищать свои рынки друг от друга, реальная свобода торговли ограничивается.

Ситуация усугубляется тяжелой экономической ситуацией в таких странах как Бразилия и Венесуэла. В прошлом году экономика Бразилии сократилась на 3,8 процента, госдолг страны в апреле достиг 67,5 процента ВВП. Особенно тяжелая ситуация складывается на региональном уровне – в конце июня  штат Рио-де-Жанейро объявил о «чрезвычайном экономическом положении», притом что до Олимпийских игр остается всего месяц. В Венесуэле ситуация еще хуже. По данным Центробанка страны, инфляция в Венесуэле составляет 180%, но эксперты называют эти цифры многократно заниженными. В стране острый продовольственный кризис, за едой в очередях простаивают часами. Этим летом страна должна была занять место председателя MERCOSUR, но в свете надвигающегося экономического коллапса Бразилия выступила против этого.

ved bezВЭД без брокера: миф или реальность? Тихоокеанский Альянс

Тихоокеанский Альянс — торговый блок, в который входят Мексика, Перу, Чили, Колумбия и  Коста-Рика. На долю союза приходится 38% всего ВВП Латинской Америки, 50% внешней торговли и 40% инвестиций. Альянс появился в 2012 году и во многом создан в противовес  MERCOSUR. Он имеет репутацию дружественного к США объединения и нацелен на либерализацию внешней торговли.  Это приносит свои плоды – при меньшей численности населения, Альянс экспортирует значительно больше товаров, чем страны-члены MERCOSUR. Члены Альянса устранили тарифы на 92 процента товаров внутриблоковой торговли и готовят соглашение на устранение оставшихся барьеров.

Большие успехи Тихоокеанского Альянса уже заставляют страны-члены MERCOSUR говорить об объединении двух структур. Активным сторонником союза двух латиноамериканских блоков выступает недавно избранный президент Аргентины Маурисио Макри, сторонниками союза также традиционно являются Уругвай, Парагвай и Чили. Серьезный экономический и политический кризис в Венесуэле и Бразилии делает такой исход все более вероятным.

Транстихоокеанское партнёрство

trans

Еще более крупной структурой, в которую входят многие из государств Тихоокеанского Альянса,  является создаваемое США Транстихоокеанское партнёрство. В него, помимо прочих, входят Канада, Япония, Австралия, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Перу, Чили и Сингапур. Соглашение о партнерстве было  заключено 5 октября 2015 года, в этом году оно должно быть одобрено Конгрессом США. Соглашение предусматривает почти полную отмену таможенных пошлин между странами-участницами. В частности, речь идет об отмене таможенных пошлин на все цифровые продукты и коллективное создание системы защиты авторских прав.  Тем не менее, договор может вступить в силу только после его ратификации всеми участниками. Предполагается, что на эту процедуру понадобится около двух лет. На долю стран, уже входящих в ТТП, приходится почти 40% мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли.

Есть ли у таможенных союзов будущее?

Таможенные союзы будут возникать и развиваться, но, в то же время, они могут ограничивать свободу торговли. Об этом заявил эксперт в области международных отношений, президент Российской ассоциации международного права, член Международно-правового совета МИД России Анатолий Капустин. 

«В каком-то смысле таможенные союзы – это, конечно, форма протекционизма. С другой стороны, такие союзы – это средства укрепления экономик государств на региональном уровне, самый простой способ увеличить товарооборот между странами, хотя бы локально. Очень многие из таких союзов, например, многие из возникших в Африке после деколониализации,  оказались нежизнеспособными. Ведь эти страны почти ничего не производили и могли торговать лишь тем, что сами покупали у более развитых государств», − отметил он.  

По мнению Капустина, в далеком будущем  структуры вроде ВТО должны вытеснить и поглотить региональные таможенные союзы, но у этого процесса будут серьезные издержки. «ВТО – это честное соревнование профессиональных атлетов. Организация создает условия, при которых товары могут беспрепятственно перемещаться по всему миру. Но ведь в мире существуют еще и страны-калеки, которые не могут прыгать и бегать наравне со всеми. Как им соревноваться? Вот для них, в каком-то смысле существуют многие из таких союзов. Свободные правила ведут к победе сильных. В 70-ые годы внутри ВТО существовала практика формировать часть уступок и льгот так, чтобы это шло на пользу развивающимся государствам. Но без инвестиций и нормальной экономической политики внутри страны все это ничего не дает. Надо помнить, что Таджикистан и Киргизия вступили в ВТО раньше, чем Россия. Но никакого особого притока инвестиций они не получили», − напомнил Капустин.

Получается, что ООН в лице Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД) нацелена на помощь бедным и отстающим, а ВТО – на предоставление максимума возможностей сильным, на быстрое развитие, на эффективность.

«Будущее – за слиянием ВТО и ООН и нахождение баланса между ними», − прогнозирует Капустин.   

Во многом с этой позицией согласен и политолог Андрей Морозов. «Будущее таможенных союзов зависит от того, как будет обстоять ситуация с неравенством между странами. Последние несколько десятилетий общая тенденция заключалась в том, что развивающиеся страны растут быстрее развитых, то есть разрыв между ними сокращается. А значит, потребность в локальных союзах сокращалась, правила глобального рынка ВТО становились привлекательней. Скорее всего, эта тенденция сохранится и дальше. Если так, то потребность в таможенных союзах будет уходить в прошлое», − считает он.    

 

 
Партнеры:
Похожие материалы