Новости

Как придать ускорение работе СЗТУ в портах


sztu4Морские грузоперевозчики пока освобождены от обязательной процедуры предварительной подачи сведений и документов о товарах и транспортных средствах в таможенные органы заблаговременно. Однако они могут воспользоваться такой возможностью добровольно. Почему компании не спешат принимать это предложение, и другие вопросы сегодня обсуждали в Северо-Западном таможенном управлении.

 

Служащие всех морских таможен Северо-Запада вместе с представителями операторов морских перевозок собрались в Петербурге на региональный семинар, посвящённый развитию системы предварительного информирования в морских пунктах пропуска СЗТУ. Начальник службы организации таможенного контроля СЗТУ Кирилл Красильников в своём выступлении дал оценку работе таможенных органов региона в данном направлении. Отметив несоответствие значимости Северо-Запада как морских ворот России и степени развитости организации предварительного информирования в портах.

«По случайному стечению обстоятельств Северо-Западное таможенное управление вместе со всеми заинтересованными участниками этого процесса оказались в какой-то степени, наверное, аутсайдерами в этой работе. Практически со всех возможных площадок, где обсуждался этот вопрос, в пример ставились достижения Дальнего Востока, в пример ставились достижения Юга, и хотя у нас тоже масса проделанной работы, есть о чём говорить, есть работа, по которой можно подводить итоги, есть, чем гордиться, безусловно, но, тем не менее, на мой взгляд, для нашего региона сделано ещё очень недостаточно», - сказал начальник службы организации таможенного контроля.

Кирилл Красильников отметил, что основной стратегической задачей деятельности таможенных органов является не само по себе упрощение работы, а создание условий, комфортных для бизнеса. Сокращение сроков оформления товаров, попадающих морским путём на территорию России, он назвал важным составным элементом этой работы. Резерв для осуществления намерений есть, по мнению начальника службы, а результатов пока не много.

В автотранспортных перевозках доля предварительного информирования таможенных органов о товарах составляет, по словам начальника отдела по внедрению перспективных таможенных технологий службы организации таможенного контроля СЗТУ Станислава Шкленского, почти 100 процентов. На остальных видах транспорта внедрение предварительного информирования на стадии реализации.

Станислав Шкленский рассказал об этапах процедуры таможенного декларирования и выпуска товаров с использованием электронных средств. А также представил возможности Портала электронного представления сведений.

Есть ли интерес организаций к использованию портала электронного представления сведений  – такой вопрос Станислав Шкленский адресовал начальнику таможенного поста Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова Екатерине Кочетковой.

Предварив ответ предупреждением о его крамольности,  Екатерина Сергеевна рассказала о совещании с представителями агентирующих компаний, с морскими перевозчиками. Там задавался вопрос, о том, для чего использовать портал Fill Bill, нести дополнительные затраты, если рано или поздно ФТС «заставит» всех воспользоваться их порталом. Калининградские таможенники заверили перевозчиков в том, что они уже могут использовать ресурс таможенной службы. «Но, честно говоря, именно представление информации через портал ФТС более сложный для участников ВЭД, - призналась начальник таможенного поста. – Вы знаете, они пошли в СТМ (разработчик Fill Bill – авт.) и заключили договор", - пояснила Екатерина Кочеткова . То есть на сегодняшний момент те услуги, которые предоставляет сторонняя организация, более качественно сделаны и более просты в использовании, отметила она.

Екатерина Кочеткова до того рассказала об успешно проходящем в калининградском порту эксперименте по внедрению предварительного информирования на базе портала Fill Bill. «Как таковых проблемных вопросов при работе с представляемой информацией у нас не возникает. В принципе всё понятно, всё прозрачно. Тут всё зависит только от качественного состава наших должностных лиц, которые зачастую, ну что греха таить, даже с бумагой-то работать не умеют», - сказала начальник таможенного поста.

Начальник службы организации таможенного контроля Балтийской таможни Андрей Михайлюк доложил о результатах эксперимента на Кронштадтском таможенном посту Балтийской таможни. Он показал, что предварительное информирование позволяет сократить таможенные процедуры в порту до трёх часов. Правда, в эксперименте участвовал своеобразный перевозчик, занимающийся моногрузом – компания Hyundai Merchant Marine.

Участниками семинара было отмечено, что есть разница между судами, возящими определённую и ограниченную номенклатуру товаров и теми, в которых может быть набор контейнеров с каким угодно грузом. В связи с этим были подняты вопросы необходимости использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) при подаче предварительной информации и использования кодов ТНВЭД.

Представители компаний-перевозчиков просили учесть европейский опыт использования так называемого гармонизированного кода товаров из шести знаков, заверяя, что от них требуют десятизначный код. При этом часто возникает опасность заявить недостоверные сведения о товаре.

ЭЦП вообще грозит стать камнем преткновения на пути всей системы предварительного информирования. Без неё возникают сложности с юридической ответственностью. А кто должен её применять – нормами пока не определено. В отношении судов нельзя действовать также как и в случаях с автотранспортом, где водитель совмещает в себе функции  экспедитора, декларанта и несёт ответственность за оформление груза. Капитан судна – несколько иной субъект, вменять ему в обязанность юридическую ответственность за груз и обязанности оформления не правильно. Плюс он может оказаться не гражданином РФ, которому можно эту подпись иметь. Агент же не имеет права нести ответственность за то, что находится на судне помимо груза и подлежит декларированию (топливо, припасы, личные вещи экипажа). Агенты же часто желают переложить ответственность на получателя. Появляются три субъекта. А подпись под пакетом электронных документов должна быть одна. Или не должна – договориться об этом пока не удалось, но по формату встречи того не требовалось.

Мы поинтересовались, за счёт чего при предварительном информировании происходит ускорение таможенной процедуры в комплексе. Начальник Кронштадтского таможенного поста Сергей Осиюк пояснил, что экономится время за счёт предварительного принятия решения о выпуске/невыпуске груза на основе полученных данных. Мы поняли, что 2-3 часа экономит только использование Интернет как простого техсредства передачи данных. И не стали далее задавать вопроса о возможности разработки и использования ПО, которое на основе чётких критериев, которые, как мы предполагаем, есть у ФТС , могло бы объективно и автоматически обрабатывать данные и подсказывать инспектору верное решение в отношении заявленного груза. Тем более, что со стороны одного из сотрудников Балтийской таможни уже прозвучали реплики о том, что сокращение времени для перевозчиков обходится таможне дорого – увеличивается объём работ, требуется дополнительное число сотрудников. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...