Общество

Что мешает развитию городов на юге России?

Чтобы вовлечь бизнес в развитие городской инфраструктуры, без изменения системы управления власти не обойтись — говорили участники V межрегионального урбанистического форума «Развитие городов юга России», прошедшего в Ростове-на-Дону. По мнению председателя Совета предпринимателей Ростовской области Игоря Симакова, сейчас идёт противостояние нового и старого в процессе изменения системы управления, которая должна сменить модель централизации на модель взаимодействия.

«Бизнесу не надо заниматься развитием города, его задача — прибыль. Задача власти вовлечь желание предпринимателя в некие рамки, чтобы он и заработал,  и помог, чтобы это было выгодно всем — это и есть взаимодействие. То, что бизнесмены займутся этими вопросами как активные граждане — утопия. Им должно быть выгодно этим заниматься», - считает глава Совета предпринимателей.

Чиновники не знают, что с этим делать

Разработка стратегий развития южнорусских городов началась с 2014 года, подключается всё большее число населённых пунктов, а чиновники всё ещё думают, как это узаконить.

«Меня удивляет, что мы приняли в 2015 году новые стратегии. Господа, мы не должны их принимать сейчас. У нас есть минэкономразвития, которое занимается нормативно-правовой базой и призывает всех подождать. Мы не знаем, как они должны выглядеть — нас всех заставят их переписывать. У нас еще не определена стратегия РФ, а городские должны быть с ней увязаны.  Правительство не знает, что с этим делать — стратегий куча, их продолжают писать», - увещевала участников урбанистического форума генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева.

Александра Игнатьева сделала упор на то, что на это нужны деньги, а их в бюджетах без того мало. По её словам, у нас 90% муниципальных образований дотационные, и они не заинтересованы развивать бизнес.

«Главный вопрос — на сколько лет они должны быть рассчитаны? Для того чтобы стратегии работали, должна быть преемственность, чтобы пришедший завтра мэр не поменял её», - дополнила Александра Игнатьева.

Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков от имени пока ещё немногочисленных активных представителей бизнеса ответил главе общественной организации, что бизнес нуждается в стратегиях. 

«Мы не будем ждать, нам не нужны директивные документы — любой кризис бывает только в глупых головах и заканчивается, как только есть собственная стратегия посткризисного развития. Мы в конкурсах участвовать не будем, но уже принято решение, что когда будет утверждена стратегия, мы организуем раут-шоу — это Ростов будет выбирать экспертов, и это Ростов будет подавать свою стратегию любому правительству», - заявил он.

И всё же это работает

Тем не менее, Александра Игнатьева рассказала «и о хорошем» — о положительном опыте городов. Так, в городском округе Баксан (Кабардино-Балкария) малое и среднее предпринимательство занимает ведущую роль — 12 400 тысяч человек на 37 780 населения. Грозный тоже активно привлекает инвестиции — в 2015 году реализованы 22 инвестпроекта на общую сумму более 3 млрд рублей. Ставрополь предложил систему поддержки малых и средних предпринимателей, ориентированных на производство и социально значимые услуги. При этом общая сумма налогов превысила бюджет города.

Ведущий специалист администрации города Георгиевска Ставропольского края Юлия Кудашёва рассказала, как пытаются выжить в рамках маленького бюджета и привлечь бизнес. Их конёк — слаженная команда. Сейчас они работают над улучшением теплосетей с фондом поддержки ЖКХ и средствами инвестора. На перспективу выбрали отрасли для развития: экономика, торговля и система занятости, социальное развитие, здравоохранение, физкультура и образование и демография.

«Нас не научили планировать, и если мы хотя бы на бумаге разместим, как это видим, то свет этих фар подскажет, куда ехать», - резюмировала Юлия Кудашёва.

Быстрому развитию мешает инерционность

Член Общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Ростова-на-ДонуАлександр Водяник отметил, что наши стратегии отличаются зашоренностью — ни одна не рассматривалась с позиций места в мире, стране, регионе. По его мнению, есть четыре сценария развития города.

«Первый: Fat-подход, когда доступ к средствам не ограничен, это пример Москвы. Второй: Lean-подход, когда денег в бюджете нет. Третий: Chaos-подход, то есть, ситуативное управление, исходящее из возможностей на конкретный момент. И при этом реализуются так называемые якорные проекты. Пример — олимпиада в Сочи. Последний, Sim-подход, супер рискованный, когда делается то, на что хватает денег. Но выбирается общественно значимое и без учета турбулентных условий (применительно к России это санкции, скачок курса, изменение цены на нефть). Такой проект реализован в Сыктывкаре», - пояснил Александр Водяник.

Большинство российских городов — это второй сценарий. По мнению Александра Водяника, по нему дефицит горбюджета должен покрываться средствами населения или бизнеса. Но для этого администрации нужно поделиться властью в части стратегического управления.

По мнению Игоря Симакова, власть ещё не готова разделить полномочия — тогда уходит её монополия – но пытается, и появление института сити-менеджеров тому подтверждение. Процесс разделения власти может растянуться надолго, он идёт инерционно: шаг в сторону нового, два назад. Но он неизбежен и должен привести к тому, что жизнь в городах станет жизнью для людей. 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы