Финляндия намерена активно мотивировать российских инвесторов на открытие предприятий в Суоми. Однако более жесткая конкурентная среда в этой стране потребует от наших компаний немалых усилий, чтобы закрепиться на рынке.

Российские вложения в экономику Финляндии составляют всего 1% в структуре инвестиций в эту страну. Но финны серьезно настроены существенно увеличить этот показатель. Суоми всегда лояльно относилась к российским инвесторам, и почти в каждом ее регионе существует официальное представительство, в функции которого входит сопровождение российских проектов. Однако теперь, столкнувшись с необходимостью стабилизировать экономический рост, финны намерены за восемь лет увеличить объем прямых инвестиций из России не менее чем в полтора раза.

Для достижения этой цели уже предприняты некоторые шаги. В частности, дан старт ежегодному проекту «Рубикон Форум», который призван продемонстрировать преимущества открытия бизнеса на территории Финляндии и выступить площадкой для взаимодействия финской и российской сторон. Первое мероприятие прошло в конце прошлого года и, по отзывам организаторов и участников, действительно выполнило роль коммуникационного пространства. В целом для реализации поставленных задач финны рассчитывают на три основные категории российских компаний-интересантов.

Три кита

По словам координатора проекта «Рубикон Форум» Сергея Трошкова, первая категория – компании, заинтересованные в развитии стартапов. Известно, что Финляндия сильна в реализации проекта от идеи до ее воплощения, – во многом это касается и инновационных бизнесов.

«Здесь вся система государственной и инфраструктурной поддержки рассчитана на то, чтобы стартапы сопровождались на всех этапах – от составления бизнес-плана до выпуска готового продукта. Страна имеет большой опыт в коммерциализации инноваций, начиная от консультаций по разработке концепции, привлечению капитала и заканчивая организацией производства. Получить такую поддержку возможно, зарегистрировав компанию в Финляндии. Условие любого финансирования – ведение реальной деятельности в стране», – рассказывает Трошков. Компании идут на этот шаг с целью привлечения финансирования, поиска пилотных клиентов, повышения имиджевой составляющей. Финская сторона стремится привлекать стартапы в расчете на то, что они вырастут в средний или крупный бизнес, будут платить налоги и создавать рабочие места. «Таким образом они диверсифицируют экономику, работают на ее будущее», – поясняет Сергей Трошков.

Вторая категория интересантов – производственные компании, для которых важны логистика, надежность и качество поставок. Например, в России у многих сборочных производств, особенно в регионах, возникают сложности с организацией субпоставок. И зачастую компоненты они закупают за границей, привозят в Россию, заплатив, соответственно, таможенные пошлины, а готовую продукцию опять отправляют на Запад. Таким образом, приходится платить дважды. Размещение сборочного производства в стране Евросоюза позволяет оптимизировать, удешевить логистику и обеспечить надежность поставок.

«Третью группу мы условно обозначили как Russian brands. Это фирмы, для которых Финляндия важна как пилотный рынок для их продукции. Перед тем как вкладывать средства в строительство завода по выпуску продукции для ЕС, они хотят протестировать спрос и предпочтения европейских клиентов на рынке небольшого масштаба», – рассказывает Сергей Трошков. Для ряда таких предприятий также важен лэйбл Made in Finland, чтобы они смогли отправлять свою продукцию в Россию и позиционировать ее как финскую. Таким образом они увеличивают добавленную стоимость продукта, повышают спрос и могут рассчитывать на более лояльные условия от ритейлеров.

Индивидуальная настройка

На сегодня в нашей стране действуют около 4 тыс. финских компаний (производители, продавцы, субподрядчики), в сотрудничестве работают 7 тыс. российских и финских организаций. Однако новые экономические вызовы, а также вступление России в ВТО предполагают более глубокую межстрановую интеграцию.

«Вступление России в ВТО будет только содействовать взаимопроникновению экономик. Страна взяла на себя обязательства по снижению таможенных пошлин, что благоприятно скажется в первую очередь на поставках импорта, но также будут облегчены условия выхода отечественных предприятий на европейский рынок, – рассуждает торговый представитель РФ в Финляндии Валерий Шлямин. – И в этом плане Финляндия – рынок, выход на который для российских компаний служит своеобразным экзаменом – сдав его, они будут подготовлены к дальнейшей экспансии».

Суоми предполагает ряд благоприятных условий для инвестирования, таких как отсутствие коррупции, высокий уровень поддержки государства, стабильная экономика. «Но есть ряд особенностей. В частности, это очень жесткий рынок, где уровень конкуренции гораздо выше, чем у нас, – рассказывает Шлямин. – Вывод российского товара на финский рынок может занимать от двух до пяти лет, причем для этого необходимо тяжело трудиться. Но если удается, то это настоящий успех».

Шлямин приводит в пример компанию «Нитро Сибирь», которая производит взрывчатые материалы на основе эмульсии по российскому ноу-хау. «В 2005 году при нашем содействии предприятие начало переговоры с финской стороной по выходу на рынок. Компания впервые решилась выйти на зарубежные рынки, и ей хватило терпения пройти все административные процедуры. В 2008 году она начала там работать и сейчас смогла выйти на рынки Швеции, Норвегии, развивает австралийское направление, впереди – Южная Африка. «Вот что значит получить опыт на финском рынке – в непривычно высокой конкурентной среде, которая в России после вступления в ВТО только начнет формироваться, – подчеркивает Валерий Шлямин. – Однако у финского рынка есть слабость – пока еще высокие издержки производства по сравнению с Россией».

Одна из наиболее благодатных сфер для российского бизнеса, по мнению финских участников рынка, – ИT-технологии. Безусловно, Россия в целом и Санкт-Петербург в частности могут гордиться школой таких специалистов, но их интеллектуальный потенциал не всегда востребован отечественной промышленностью. Профессионалы в сфере ИТ из России уже востребованы во всем мире, а в Финляндии наши программисты контролируют до 15% рынка. Мотивирующий фактор для отечественных ИT-компаний выйти в Суоми заключается опять же в том, что они получают готовую инфраструктуру для реализации проекта от изобретения до воплощения. «Есть смысл перенимать стартаповскую практику наших соседей, которые способны улавливать идею и думать, где она будет применена», – уверен Валерий Шлямин.

Опрошенные «Экспертом С-З» российские предприниматели сходятся во мнении, что целесообразность выхода на финский рынок зависит от индивидуальных потребностей предприятия. Ряд бизнесменов отмечают высокую стоимость создания производства и относительную дороговизну персонала, другие, напротив, наблюдали востребованность инновационной продукции со стороны финских компаний и отсутствие бюрократии при создании производства.

По словам менеджера по развитию международных отношений с Россией Агентства регионального развития Лахти Дениса Мустонена, издержки при открытии производства в Суоми выше, чем в России. Но это компенсируется меньшими рисками. «Финляндия не может конкурировать стоимостью проектов – она делает ставку на другие факторы, в числе которых, конечно, членство в ЕС. Все зависит от конкретной ситуации. Например, если компания производит продукцию в России, то она платит экспортные пошлины за поставки в Европу. И, возможно, это выходит дороже, чем открыть производство в Финляндии. Здесь нужно просчитывать каждый проект в отдельности», – объясняет Мустонен.

Прибыль от инвестиций в Финляндии также ниже, чем в России. С другой стороны, на весах – фактор риска. При этом один из наиболее оптимальных вариантов для выхода на рынок Суоми – найти компанию-партнера, которая также заинтересована в экспансии в Россию. «По такой схеме взаимовыручки и обмена опытом действуют многие предприятия», – заключает Денис Мустонен.    

Санкт-Петербург

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...