Экономика

В России могут быть уничтожены линейные морские перевозчики

Новый законопроект о линейном судоходстве уравнивает линии, добросовестно исполняющие свои обязанности, с мизерным количеством линий-нарушителей и, по сути своей, является заградительным законом, препятствующим развитию линейного судоходства в России – считают в Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга.

В прошлую пятницу, 10 июня 2016 года, Государственная Дума РФ приняла законопроект  «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и статьи 17 и 19 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» во втором чтении.

Законодательное регулирование морского линейного судоходства обсуждается на протяжении последних десяти лет. И, как поясняют в ассоциации, можно было бы с радостью воспринять новость о том, что в конце концов этот длинный и тернистый путь пройден и морское линейное судоходство получает закрепленный статус и сможет без бюрократических проволочек функционировать и развиваться, но увы, новости из Думы не вызывают радости у морских линий.

«Линейные операторы сходятся во мнении, что предлагаемое Минтрансом регулирование и вводимые новые жесткие и неадекватные требования к линиям приведут к тому, что официальных зарегистрированных морских линий в России больше не будет. Профессиональное мнение действующих линейных перевозчиков, неоднократно заявляющих категорический мотивированный протест против принятия этого закона в очередной раз проигнорировано», - говорится в письме ассоциации, выражающем консолидированное мнение линейных перевозчиков.

Как объясняют специалисты, в России для судов, работающих на линиях, установлена возможность предоставления скидок по некоторым видам портовых сборов, а для того чтобы воспользоваться преференцией, морская линия должна быть зарегистрирована. Процедура регистрации линии до настоящего момента была крайне бюрократизирована и требовала значительных временных затрат. Разработка и принятие данного законопроекта должны были привести к снижению бюрократической нагрузки и упорядочиванию требований по документам, требуемым для регистрации. Однако, отмечают в ассоциации, к сожалению, простая идея за время разработки законопроекта обросла значительным слоем дополнительных запретов и ограничений. 

«Как было разъяснено разработчиками законопроекта представителям морских линейных операторов, заявлявшим свое несогласие с предлагаемыми требованиями и формулировками, законопроект направлен на исключение возможности пользоваться преференциями, предлагаемыми для линейных судов, тем недобросовестным операторам, которые, регистрируя псевдо-линию, не предоставляют свои суда для всех желающих грузоотправителей, тем самым нарушая принцип common carrier для линейного судоходства. И все бы ничего, но, как оказалось, таких псевдо-линий крайне мало в сравнении с добросовестными линейными операторами (представители Минтранса смогли озвучить только два названия). А жесточайшие требования к линейным операторам вводятся для всех без исключений», - говорят в письме морские перевозчики.

Поясняя позицию несогласия с Минтрансом, ассоциация апеллирует к современной мировой практике регулирования линейного судоходства. Она основывается на принципах стимулирования коммерческой активности участников, предлагая льготы по уплате портовых сборов судами, работающими на линии, в зависимости от количества заходов судов линии в порт или количества перевезенного груза – чем чаще заходит судно, тем больше скидка. Минтранс же идёт по  пути введения дополнительных запретов и ограничений, требует от линий возвращать полученные скидки в полном объеме в случае двух опозданий за весь период функционирования линий (а линии могут регистрироваться на несколько лет подряд), аннулируя при этом регистрацию линии, невзирая на то, что морское судоходство всегда сопряжено с риском для судна и экипажа, и опоздания судов возможны. В настоящее время в случае опоздания судна скидки лишается одно конкретное судно-нарушитель на данном судозаходе, а линия продолжает свою работу дальше.

«Указанные нововведения приведут к увеличению операционных и административных расходов линейных операторов, а также необходимости активных действий линий по минимизации возможных рисков при высоких требованиях по ответственности, что в итоге скажется на стоимости услуг морской перевозки для конечных потребителей», - отмечают в Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга.

Третье чтение законопроекта в Государственной думе пройдет в ближайшее время, после которого законопроект попадет на утверждение в Совет Федерации.

«Еще остается последняя надежда, что к профессиональному мнению линейных перевозчиков прислушаются хотя бы там и данный закон принят не будет, и у морского линейного судоходства в России будет будущее», - комментируют ситуацию в ассоциации морских агентов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы