Экономика

Китайские жвачки из дерева и индийский сушёный лук: как санкции меняют импорт

С каждым годом международные продовольственные выставки в Санкт-Петербурге становятся всё меньше и меньше – сказывается эмбарго. В этом году в выставке Interfood участвуют всего шесть стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Китай, Индия и Таиланд. Китайские жвачки из дерева, сушеный индийский лук, натуральный крымский сок и белорусская водка – что ещё из импортной еды показали в Петербурге?

– Это китайский жвачка из дерева, – говорит с улыбкой китаянка на ломаном русском. Перед китайским стендом много людей – необычную жвачку можно попробовать.

– Здесь бамбук нарисован, – замечаю я.

–  Это не бамбука, это китайский дерева, не знаю, как называется, потому что в России нет. В России пока нет такой жвачка, нужно через месяц или через два. Это сильный немножко, а это лёгкий, – говорит девушка и показывает на миски.

Пробую «лёгкий» вариант, но он совсем не лёгкий. Чувствую сразу какой-то спазм в горле, спасает только таблетка от аллергии. Это, действительно, кусочек дерева, с какой-то начинкой в центре. Продукт на любителя, причём с крепким здоровьем, но таких любителей здесь много – все стоят и радостно жуют.

Ещё один китайский стенд на выставке – с упаковкой: целый стенд ярких пакетов и обёрточных плёнок. Здесь пусто, только один одинокий китаец, уткнувшийся в телефон, никто не подходит к стенду – то ли потому, что здесь не угощают, то ли потому, что упаковка никому не нужна.

Белорусский стенд с уксусом тоже пустует. А зря, здесь много интересного. Уксус к пельменям, уксус к селёдочке, уксус к холодцу, уксус с пряностями, уксус с лимоном.

– А не вредно просто так уксус есть? – спрашиваю я.

– Не вредно, – говорит заскучавший белорус и протягивает баночку с уксусом к пельменям, чтобы понюхать. Попробовать решаюсь только бальзамический уксус, что более привычно. На вкус как обычный магазинный, но раз в пять дешевле – рублей 150 бутылка.

Толпы людей – у стенда с крымскими и киргизскими соками. Там угощают. Выставка профессиональная – для поставщиков, представителей ритейла, логистов – но здесь много и обычных зевак.

– Почему раньше не пытались выйти на российский рынок, – спрашиваю у представителей компании из Киргизии, производящей соки.

– У нас мощности были совсем другие, сначала нужно было в Киргизии завоевать рынок, потом сюда переходить. Сейчас у нас есть возможность много машин сюда перевозить, четыре года назад это было невозможно. Работать с Европой нам смысла нет, там своих производителей полно. Российский рынок интересен. Сейчас увеличиваем обороты, под Питер уже готовим по 10 фур в месяц. Всё это будет, но под сезон, потому что мы ничего не морозим, ничего не ждём, упаковали и сразу продаём, – рассказывает мужчина.

Сок хороший, без сахара, но пробиться на рынок будет сложно. Трёхлитровая пачка стоит порядка 600 рублей – не каждый карман себе это может позволить.

– Представляете, сок из Крыма. У них там тепло, плюс 25 было, рассказывала знакомая, – говорит женщина со стаканчиком сока. – Вон тот попробуйте, абрикосовый. Я его смешала с киргизским облепиховым, очень вкусно получилось.

Крымский сок разлетается как горячие пирожки. Компания на рынке недавно, пока их продукция только в Крыму, надеются здесь найти новых заказчиков.

– Это крымский десерт, очень похож на рахат-лукум, но без красителей и добавок. Здесь основа – морковное пюре, здесь – морковное, здесь – апельсиновое, здесь – яблочное. Мы работаем уже около 15 лет, а непосредственно с торговой маркой «Остров Крым» – где-то полтора года. Мы ищем партнёров, которые будут продавать нашу продукцию по всей России, – рассказывает представитель другой крымской компании, производящей сладости

– Сколько это стоит? – спрашивают подошедшие китайцы, –  В Китай уже отправляли?

– Нет, ещё не отправляли. Такая коробочка будет стоить рублей 150.

– Никак не можем начать сотрудничать с китайцами. Постоянно запросы присылают, всё им нравится, все в восторге, но никак не можем пазл сложить, – говорит производитель, после того как китайцы уходят.

Иностранных компаний мало – порядка 10 . На индийском стенде – сушёный лук и чеснок в виде порошка, гранул и в нарезке.

– Для чего это? – удивляюсь я. – Ведь проще свежий лук взять и нарезать.

– Это, например, для супов быстрого приготовления. Можно взять и насыпать, – объясняет представитель компании.

На стенде Таиланда пока пусто – одни плакаты с экзотическими фруктами.

– Наша продукция чуть позже будет, на таможне застряла. Будут свежие мангостины, манго, ананасы, бананы. Из сушёных будет бананы, дуриан и ланган. – объясняет девушка. Спрашиваю, что такое «мангостин», хотя и последние два мне неведомы. – Мангостин – это такой фрукт: открываете, а там нежная, белая мякоть, не видела человека, которому бы не понравился мангостин, очень вкусно.

Вижу знакомых литовцев: попадались мне уже как-то года полтора назад на какой-то из выставок. Запомнила их клюкву в сахаре.

– У нас основное производство в Латвии, а здесь – дополнительное. Тут мы открылись буквально год назад, – объясняют мне.

– Ну как, российский рынок перспективный?

– Конечно. Балтийский не перспективный. Потому что половина населения выехала, а вторая («Вымерла», – вклинивается другая представительница компании) – без денег сидит, ждёт, когда первая половина привезет, – шутят литовцы.

Основная позиция в линейке производства – зелень, дополнительно – клюква.

У российских производителей в этот раз много необычных продуктов. На одном из стендов – полба – «прародительница» современных мягких сортов пшеницы. По словам представителя компании, при производстве полбы отшелушивается очень много шелухи, поэтому её производство не очень выгодно. Но продукт полезный.

– Обычно каши кладём на мероприятиях, но в этот раз решили попроще. Из полбы делают крупы, муку и макароны. В магазинах пока такой продукт трудно найти, – говорит он.

Ещё один полезный продукт – чипсы из злаков. Гречка, морковь, лук и изюм – сочетание необычное, но очень вкусное. Выглядит всё это как спрессованные пластины, в магазинах продукт уже можно найти, хоть и с трудом. На полках такая пачка стоит порядка 150-170 рублей за 100 граммов. По словам представителя компании, интерес к полезной пище растёт, несмотря на кризис.

Шоколад из Симбирска (ныне Ульяновск) – родины Владимира Ильича Ленина. Самое интересное в этом шоколаде – упаковка, он очень красиво оформлен.

– Долго к этому шли, Креативили-креативили как могли, причём без особых дизайнеров, руководители компании сами выбирали. Рисует художник, – рассказывает представитель компании.

Шоколад ручной работы, но на самом деле производство автоматизировано (могут производить тонну в день, но работают не на полную мощность, так как заказов маловато). Вручную шоколад только заливают в формы (если это фигурный шоколад) и упаковывают. В Петербурге шоколада от этой фирмы пока нет, в родном Ульяновске такая плитка стоит рублей 150, что не очень дорого по нынешним меркам.

- Есть географическая линейка шоколада, она чуть подороже. Здесь в состав входят какао-бобы из тех стран, которые нарисованы – из Кубы, Эквадора, Мексики, – отмечает предприниматель.

Из Краснодарского края привезли сыр, сметану, молочные коктейли. Срок хранения молочной продукции 7 дней, поэтому молоко-сметану сюда не везут на продажу, а сыр вскоре появится. В линейке производства есть сыры с плесенью. Вкусные.

– Давно сыры с плесенью производите или после санкций начали? Наверное, спрос увеличился сейчас?

– Сыр с плесенью производим с 2006 года. Конечно, интерес проявили, особенно в сетях, – отмечает представитель компании.

Купить сыр, к сожалению, нельзя: кубанцы прилетели на выставку без холодильника, привезли только то, что поместилось в багаж. На продажу ничего нет, всё на дегустацию.

Особый интерес на выставке – к белорусской водке. Сюда подходят в основном, чтобы купить.

– С сыном проконсультировалась, он тоже посоветовал вот эту брать, – показывает женщина на одну из бутылок. – А вы как считаете?

– Я водитель, всегда за баранкой, поэтому не очень разбираюсь. У нас руководство всё пробует, для меня вот это и вот это на один вкус, а они различают, – говорит белорус. – Бутылка 400 рублей, возьмёте три, отдам за тысячу.

Не все продают свою продукцию на выставке, очень многие привезли по чуть-чуть – только на дегустацию. Впрочем, есть шанс приобрести всё это в последний день выставки – если к этому времени что-нибудь останется.

Напомним, выставка Interfood проходит в «Экспофоруме», продлится до 26 мая.

 

 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы