Экономика

Отложенную таможенную стоимость пытаются отложить

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) давно настаивает на необходимости внедрения в таможенную практику отложенного определения таможенной стоимости, и 12  апреля 2016 года ЕЭК оптимистично анонсировала введение возможности применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, цена которых зависит от биржевых котировок. Предполагалось, что решение вступит в силу уже в середине мая. Тем не менее, как нам стало известно, отдельные стороны принялись активно опротестовывать данное нововведение.

Ещё год назад на Правовом портале ЕЭК был опубликован порядок, который определяет случаи отложенного определения точной величины таможенной стоимости товаров. Данный нормативный акт должен был восполнить пробел в действующем законодательстве, которое, предусматривая саму возможность отложенного определения таможенной стоимости, не содержит порядка применения такой процедуры. По мнению ЕЭК, нововведение создаст на наднациональном уровне правовой механизм, позволяющий декларантам (таможенным представителям) отложить завершение определения таможенной стоимости товаров, не снижая при этом уровень эффективности таможенного контроля.

Однако многих, кто ознакомился с проектом, озаботил вопрос, касающийся сферы распространения нововведения: «Проект предусматривает только один случай, когда возможно отложенное определение. При этом на практике такие ситуации случаются крайне редко, поэтому решение, в случае его принятия, не будет иметь практической пользы для подавляющей доли рынка», - прокомментировала проект решения Анна Ульянова, консультант по таможенным вопросам. 

И всё же, несмотря на то, что эксперты обращали внимание на некоторые недостатки документа, в целом признали, что это решение – позитивное и станет существенным шагом навстречу участникам ВЭД со стороны ЕАЭС.

Во-первых, исходя из норм ВТО, основой для оценки товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с товарами, т.е. цена, уплаченная за товар. Ранее, в случае отсутствия на момент таможенного декларирования документов, подтверждающих стоимость товаров, таможня прибегала к иным, порой весьма противоречивым методам оценки. Например, цена на товар могла определяться исходя из стоимости аналогичных товаров, ранее ввезённых иным импортёром. Соответственно, в таких условиях импортёра могли обязать заплатить избыточную невозвратную сумму.

Нововведение же значительно упрощает жизнь импортёру и бережет его кошелёк, позволяя, даже в случае отсутствия подтверждающих документов, в конечном итоге уплатить таможенные платежи исходя из реальной стоимости ввезённого товара.

Во-вторых, Комиссия предусмотрела презумпцию невиновности для импортёров в случае, если заявленная цена всё-таки не будет совпадать с фактической. В этом случае, согласно Решению Коллегии ЕЭК, импортёр получает право доплатить разницу в таможенных платежах без применения к нему каких-либо штрафных санкций или пеней.

При этом в ЕЭК пояснили, что биржевые товары были выбраны в качестве «тест-драйва». Как заявляли в Комиссии, после успешной апробации нововведения на данной категории товаров упрощение должно получить распространение и на другие случаи, при которых величина таможенной стоимости товаров на момент таможенного декларирования неизвестна. Так, рабочая группа по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК рекомендовала «обеспечить расширение перечня случаев применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости, например, посредством распространения данной процедуры на случаи включения в таможенную стоимость ввозимых товаров лицензионных платежей (роялти) за использование объектов интеллектуальной собственности».

В июне 2015 года по истечении срока публичного обсуждения проекта решения, рабочая группа признала, что документ окажет позитивное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, однако порекомендовала доработать информационно-аналитическую справку с учётом всех поступивших замечаний и предложений.

И вот, практически  накануне вступления решения в силу, Беларусь заявила о необходимости отмены решения, поскольку считает, что решение должно содержать, помимо биржевых товаров, также случай, когда на момент таможенного декларирования импортёр не обладает информацией о точной сумме лицензионных платежей. Этой же позиции придерживается и Казахстан. Также Беларусь настаивает на исключении из решения ЕЭК положений, которые устанавливают срок доплаты таможенных платежей (если такая доплата необходима в результате определения окончательной таможенной стоимости). Но исключение таких положений, по сути, повлечёт необходимость применения к импортеру штрафных санкций и пеней за нарушение установленных сроков уплаты, так как Таможенным кодексом установлен общий срок уплаты таможенных платежей – до выпуска товаров.

 «Да, действительно, решение было принято, и буквально в течение двух недель мы получили письма о необходимости его отмены от Республики Беларусь и Республики Казахстан, - сообщили нам в ЕЭК. – Вместе с тем, Комиссия по-прежнему придерживается позиции о необходимости ввести в действие уже принятое решение и одновременно готовить в него дополнения, расширяющие применение нормы на иные случаи, когда на момент декларирования по объективным причинам импортер не может рассчитать точную стоимость товаров (в первую очередь, в случае с лицензионными платежами)».

В Комиссии также отметили, что возможные опасения, что нововведение создаст лазейки для недобросовестных участников ВЭД и, тем самым, образует брешь в бюджете государств-членов, преувеличены. «В самом решении Комиссии уже содержится действенный надежный механизм, минимизирующий такие риски», - пояснили нам в ЕЭК.

Тем не менее, в связи с поступившими возражениями от РБ и РК, вопрос отмены принятого решения будет обсуждаться на заседании Совета ЕЭК, которое состоится 16 мая 2016 года. 

 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы