Таможня

Секрет неэффективности ФТС: планирование и подведение итогов

Каждый год Федеральная таможенная служба проводит итоговую коллегию, где отчитывается о проделанной работе и ставит цели на будущее, и каждый год ведомство готовит целый список фраз о «повышении эффективности», «развитии» и «упрощении». Однако есть ли в смысл в таком планировании, если Россия уже скатилась на 170 место в рейтинге Doing Business по параметру «Международная торговля»?

С точки зрения любого менеджера – планирование – это ключевой элемент управленческой работы, но уже на этом этапе ФТС показывает всю свою неэффективность. Во-первых, на протяжении последних лет оно было достаточно однообразным  - декларируются общие слова без привязки к конкретным результатам -  обеспечение поступления платежей, сокращение сроков совершения таможенных операций, повышение эффективности СУР, а также другие «упрощения» и «совершенствования».

Итак, основные пункты, заявленные ещё в 2015 году в решении коллегии ФТС от 27 февраля 2015 г. «Об итогах работы таможенных органов РФ в 2014 год и задачах на 2015 год», выглядели следующим образом:

  1. Обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет;
  2. Сокращение сроков совершения таможенных операций, упрощение порядка их совершения с применением информационных таможенных технологий;
  3. Повышение эффективности процесса управления рисками;
  4. Развитие межведомственного электронного взаимодействия;
  5. Оптимизация организационно-управленческой деятельности, позволяющей максимально реализовать технологический, инфраструктурный и кадровый потенциал таможенной службы в условиях торгово-экономической интеграции Российской Федерации;
  6. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику.

Итоги такого планирования очевидны – реальных улучшений нет, но руководство всегда может с гордостью отчитаться о проделанной работе, независимо от фактических итогов.

Во-вторых, на практике пополнение бюджета главенствует абсолютно в каждом аспекте работы таможни, и это отнюдь не способствует улучшению жизни участников ВЭД.

Уже несколько лет подряд, именно эта задача становится первой в отчетных документах.

Как было сказано в решении коллегии ФТС  от 25 марта 2016 г., в котором отмечаются итоги прошедшего 2015 года, «основные усилия в 2015 году были направлены на обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности». Однако, невозможно улучшать жизнь участников ВЭД и одновременно наращивать объемы поступлений в бюджет, да ещё и в условиях падения внешнеторгового оборота. В результате, итоги такого планирования выглядят весьма удручающе.   

1.       Обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет

Это, пожалуй, единственный пункт, который ведомство не только выполнило, но и перевыполнило. По итогам 2015 года несмотря на падение отчислений от экспорта нефти удалось собрать платежей на сумму 5008,2 млрд рублей. Планы по сбору несколько раз в течение года менялись в сторону уменьшения, и под конец ФТС даже зафиксировало рост отчислений на 1,1%.

tru1

Но гораздо важнее другой момент – на протяжении всего прошлого года, бизнес на собственной шкуре ощутил, насколько сильно ФТС стремится пополнить бюджет. Это прослеживалось абсолютно по всем направлениям работы.

Так, например, при рекордном сокращении товаропотока и объемов декларирования, ФТС отчиталась о 6121 решении об отказе в предоставлении тарифных преференций, что больше, чем в прошлом году на 5,4%, и 2896 решений об отказе в корректировке сведений о стране происхождения на сумму 12,9 млн рублей (+20%).

Также, в 2015 году значительно  увеличились суммы доначисленных таможенных платежей по результатам контроля правильности классификации товаров (всего на сумму 5779,5 млн рублей, что больше на 62% по сравнению с 2014 годом). Несмотря на то, что число корректировок таможенной стоимости  составило 167,5 тысяч, что меньше прошлогоднего результата в 215,2 тысяч (во многом из-за падения объемов импортных поставок), ФТС стали гораздо чаще выигрывать дела  в суде. 94% таких решений таможни не было отменено судебными органами против 65% в 2014 году. По результатам судебных заседаний всего лишь 0,1% платежей, доначисленных по КТС было возвращено участникам ВЭД. В среднем на 1 тысячу деклараций на товары, таможенные органы смогли довзыскать в бюджет 8,5 млн рублей. Помимо этого, значительно вырос объем поступлений, начисленных по результатам проведения экспертиз, и прочих мероприятий.

Кроме того, ФТС почти вполовину сократило выделение субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных импортерами, участвующими в реализации проекта инновационного центра «Сколково» - 262 млн рублей против 400 млн рублей в прошлом году.

2.       Сокращение сроков совершения таможенных операций, упрощение порядка их совершения с применением информационных таможенных технологий

Этот пункт, как оказалось, тоже направлен, прежде всего, на пополнение бюджета. Несмотря на абсурд этой идеи, в решении Коллегии ФТС от 2016 года так прямо и сказано: «для решения задачи пополнения федерального бюджета проводилась плановая работа в системе таможенных органов по повышению качества и результативности таможенного администрирования, устранению избыточных административных барьеров для бизнеса». Ведомство отмечает, что для этого в прошлом году продолжалась работа по исполнению указов Президента и выполнению различных «дорожных карт». Однако на деле, большая часть пунктов документов воплощена в жизнь так и не была, что, в первую очередь касается дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Вопреки заявленным срокам, большинство пунктов так и остались не реализованы – перспективные информационные технологии – автоматический выпуск и предварительное информирование на морском и воздушном транспорте остались в стадии идеи и пилотных проектов.

В рамках технологии автоматической регистрации деклараций на товары, которая пока тоже является пилотным проектом,  зарегистрировано 110 тысяч деклараций, но выпущено всего около 1,5 тысяч, а в  рамках эксперимента по внедрению электронных транзитных деклараций 1300 деклараций. Для сравнения масштабов, всего в 2015 году по России было зарегистрировано около 3,8 млн деклараций на товары.

Перенос контроля на этап после выпуска товаров реализован тоже в своеобразной манере – таможня просто увеличила число проверок после выпуска – было проведено 7678 мероприятий (в 2014 г. 6684). Благодаря этому удалось  доначислить таможенных платежей, пеней и штрафов на 225 млн рублей больше чем в прошлом году – 8,9 млрд рублей.

Самое главное достижение, которым теперь  гордится ФТС – это сокращение времени  осуществления таможенных операций при импорте товаров до 1 часа 44 минут и до 1 часа 40 минут при экспорте. Однако это затрагивает лишь те товары, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не квалифицированы как рисковые партии, требующие проведения дополнительной проверки. Учитывая, насколько выросла база профилей рисков, и увеличилось количество всевозможных проведенных проверок, эффект от этого достижения сходит на нет.

3.       Повышение эффективности процесса управления рисками

Это также один из ключевых пунктов, первостепенной задачей которого стало наполнение бюджета, нежели повышение безопасности при международных грузоперевозках, как это принято в международной практике.

Всего по итогам реализации СУР в 2015 году было утверждено целых 35140 новых профилей рисков (в 2014 году 21612), при этом из них 30934 целевых (в 2014 году – 19462). 

tru2

На практике же рост числа профилей рисков скорее приводит к усложнению жизни участников ВЭД. Значительную долю из них составляют риски ценовые, при которых участники ВЭД вынуждены декларировать более высокую стоимость товаров, а, значит, и платить больше пошлин и налогов. Кроме того с 4,3% в 2014 до 4,4% в 2015 году выросла доля товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, хотя ФТС во всех документах провозглашает курс на её снижение.

Кроме того, не развивается и так называемое, категорирование участников ВЭД. К концу 2015 года в «зеленом секторе» находилось 2 тысячи организаций, как и в 2014 году. Таможенные органы отмечают, что на них приходилось 44% от общего количества деклараций на товары и 57% от общего количества таможенных платежей. Однако остальные участники ВЭД, в том числе малый и средний бизнес  не имеют всех преимуществ «зеленого сектора», и таможенный контроль в отношении них срабатывает гораздо чаще. В результате, растут и их издержки  - терминальные расходы, оплата простоя, а также таможенные платежи, штрафы, пени и все остальное, связанное с проведением досмотра.

4.  Развитие межведомственного электронного взаимодействия

Коллегия ФТС отметила успешные итоги реализации и этого пункта. Правда, пока улучшения тоже касаются лишь тех аспектов совместной работы ведомств, которые также напрямую связаны с взысканием штрафов, и усилением контроля за поступлениями в бюджет. В свою очередь, вопросы ускорения таможенного оформления участников ВЭД и обеспечения международной безопасности, как это прописано в международных стандартах в области таможенного дела, пока так и не вышли на первый план. 

Так, отчитываясь об итогах «эффективного» межведомственного взаимодействия, ФТС отметила, что в рамках работы по защите интеллектуальной собственности выявлено 18,1 млн единиц контрафакта (в 2014 году 9,5 млн единиц), и соответственно выросли объемы штрафов. Также благодаря информации Центробанка предотвращен незаконный вывод за рубеж денежных средств на сумму более 2,5 млрд рублей. Совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором изъято и уничтожено 640 тонн запрещенной к ввозу продукции.

5.       Оптимизация организационно-управленческой деятельности позволяющей максимально реализовать технологический, инфраструктурный и кадровый потенциал таможенной службы в условиях торгово-экономической интеграции Российской Федерации

Как показывают годовые данные, не может таможня «оптимизировать» даже саму себя, не говоря уже о сфере ВЭД. Это прослеживается даже в кадровой политике ведомства. Красивым словом «оптимизация» в ФТС обычно называют сокращение своих сотрудников. Однако в 2015 году все вышло с точностью до наоборот – численность таможенников выросла вопреки заявленному курсу на сокращение. Ещё в начале прошлого года было объявлено, что расходы на текущее содержание, включая фонд оплаты труда будут урезаны на 10%, и в связи с этим ожидаются массовые увольнения.  Однако на конец года фактическая численность, наоборот выросла до 55007 человек.

tru3

Оптимизация преимущественно затронула лишь свободные вакантные должности, а действующих служащих она почти не коснулась. Во многом это связано с тем, что, несмотря на свою многочисленность, ведомство не может сократить «живых» людей – многие посты сегодня еле справляются со своими обязанностями. К тому же в случае официального сокращения необходимо выплачивать компенсации.

Вместе с тем, финансирование сократили, а потому приумножились всевозможные проверки, которые на практике приводят к сокращению выплат и даже увольнениям «по статье». Так, на основании материалов подразделений по противодействию коррупции возбуждено 403 уголовных дела (+32,1%) по сравнению с прошлым годом, на 28% выросло число контрольных мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности, на 30,2% вырос объем устраненных финансовых нарушений.

Таким образом, складывается впечатление, что таможня в данном случае пытается «оптимизировать» свои расходы, нежели реализовать кадровый, инфраструктурный или технологический потенциал, как это изначально было заявлено.

6.       Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику

Этот пункт сегодня является одним из ключевых не только для ФТС, но и для всей России. Задача привлечения инвестиций, поставленная руководством страны, отражена в  Стратегиях, Концепциях и Дорожных картах многих ведомств.  Однако с точки зрения планирования – это снова громкие слова, за которыми едва ли кроются какие-то действительно стоящие мероприятия. Вот и в прошлогоднем решении Коллеги ФТС конкретных мероприятий по тому направлению  не было, пожалуй, кроме развития  института свободных складов, автоматизации декларирования  и развитию всевозможных информационных технологий.

По этому пункту ведомство в 2016 году практически не отчиталось, отметив ускорение таможенного оформления, да и то лишь в отдельных случаях. При этом, стоит отметить, что по данным ЮНКТАД в 2015 году объем прямых иностранных инвестиций в Россию упал на 92%, в то время как в остальном мире он вырос на 36%. Сфера ВЭД, в свою очередь, тоже становится все менее привлекательной. По данным аналитической группы ved-stat.ru в 2013 году общее число участников ВЭД составило 82,5 тысяч, в 2014 году – уже 79,5 тысяч, а на середину 2015 года их было чуть больше 62,2 тысяч.

Таким образом, становится очевидно, что неэффективность работы наших таможенных органов закладывается ещё на этапе планирования. Отчасти виной тому громкие фразы, при отсутствии конкретных достижимых показателей, отчасти стремление при каждой возможности пополнить бюджет, которое нередко идет вразрез с реальными улучшениями в таможенном оформлении.

Вопреки сложившейся традиции, новые цели и задачи, подготовленные коллегией ФТС, от практики последних лет все же отличаются – грядущая реорганизация все же внесла свои коррективы. Так, на первое место выбрались задачи, связанные с устранением излишних административных барьеров и формированием единого органа по администрированию таможенных и налоговых платежей.  В то же время остальные пункты в большинстве своем остались теми же, при этом вопросы пополнения бюджета по-прежнему прослеживаются во многих формулировках. Вот несколько из них:

  1. Совершенствование администрирования деятельности таможенных органов при определении и контроле таможенной стоимости.
  2. Развитие применения СУР в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства и выявления резервов собираемости таможенных платежей.
  3. Повышение взыскиваемости административных штрафов для пополнения доходной части федерального бюджета.

В общем массиве поставленных задач гораздо большую роль стали играть вопросы, связанные с усилением контроля над тем или иным направлением деятельности, взаимодействием с правоохранительными органами и вопросам соблюдения законности. В свою очередь, задачи, связанные с автоматизацией и сокращением оформления  уже не так подробно расписаны, как в прошлом году. Поэтому едва ли жизнь участников ВЭД в ближайшие годы станет проще. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы