Экономика

Калининградский автокластер затормозила геополитика

Российский производитель BMW и KIA рассчитывает собрать в этом году около 90 тысяч автомобилей. В лучшие годы собирал четверть миллиона.

Еще несколько лет назад калининградская компания «Автотор» входила в тройку крупнейших производителей автомобилей в России. Доля предприятия, осуществлявшего сборку авто марок BMW, KIA, Hyundai, Chevrolet, Chrysler и других, доходила до 13,1 процента, а число собранных машин в рекордном для «Автотора» 2012 году превысило 257 тысяч штук. Сейчас ситуация изменилась. Доля компании на российском рынке сократилась до 7,7 процента: в прошлом году было собрано 92 тысячи автомобилей. Кроме того, повис в воздухе масштабный проект создания калининградского автокластера.

Еще недавно «Автотор» совместно с партнерами из BMW и Magna в рамках государственно-частного партнерства собирался строить не менее пяти заводов по производству автомобилей и полтора десятка предприятий по производству комплектующих. Вместе с этим должна была появиться и сопутствующая инфраструктура: инженерный центр, учебно-образовательный комплекс, а также новый портовый терминал. Инвестиции в проект оценивались в 100 млрд рублей, объем выпуска должен был достичь 250 тысяч автомобилей в год, а уровень локализации сборки – за счет предприятий по производству комплектующих – вырасти с 15 до 50 процентов. Сейчас проект создания автокластера под вопросом, хотя в компании оптимистично заявляют, что проект просто сдвигается по срокам.

По большому счету «Автотор» испытал те же потрясения, что и все автопроизводители России, из-за обвала рубля, снижения потребительского спроса и в целом «схлопывания» автомобильного рынка. Однако ситуация осложнилась ещё и тем, что теперь принято называть геополитикой. Дело в том, что в прошлом году прервалось сотрудничество калининградской компании с американским концерном General Motors. После того, как американцы приняли решение свернуть работу на российском рынке, «Автотор» лишился сборки автомобилей марок Chevrolet, Opel и Cadillac, составлявших примерно треть от общего объема производства. Конечно, на решение GM повлияли и рыночные обстоятельства, но роль первой скрипки все-таки играла политика.

- В решении GM больше политики, - говорит председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Горбунов. - Это наша оценка, потому что американцы об этом нигде не говорят. Судите сами: у них пару лет назад была очень тяжелая экономическая ситуация, и они «выплыли» только благодаря государству. К политике государства они очень привязаны деньгой. Впрочем, нельзя отрицать, что у решения GM есть и рыночные основания, потому что их действующие модели не очень конкурентоспособны. Они как-то остановились в движении. Хотя существуют хорошие разработки. Думаю, они перегруппируются и в итоге придут на российский рынок.

autotor

Сегодня на основной производственной площадке предприятия в поселке Александра Космодемьянского под Калининградом непривычно пустынно и тихо. Видно, что завод работает далеко не на полную мощность. В связи с кризисом компания была вынуждена порезать расходы на благотворительность, спонсорство и сократить около 500 сотрудников (в настоящее время на предприятии работает около 2 тысяч человек). Нервозности добавляла и отмена таможенных преференций для калининградских компаний с 1 апреля 2016 года: до недавнего момента «Автотор» беспошлинно ввозил комплектующие из-за границы и так же беспошлинно вывозил на территорию «материковой» России готовые автомобили. Вероятно, по этой причине до марта не было ясности, продолжится ли сотрудничество «Автотора» с главными партнерами - KIA Motors и Hyundai. Однако в течение последних двух месяцев были подписаны соглашения о стратегическом партнерстве и с первыми, и со вторыми.

- Это соглашение говорит о принципиальном стратегическом сотрудничестве – что мы углубляем технологии, продолжаем работать по развитию совместных проектов, а конкретные цифры подписываются рабочими контрактами, - заявил Валерий Горбунов во время подписания соглашения с KIA. - Это рамочный документ о том, что сотрудничество продолжается. Соглашение подписывается на три года, с правом пролонгации на каждый последующий период.

Через две недели аналогичный документ был подписан и с Hyundai.

- Все это нам гарантирует сохранение, неухудшение условий, которые мы сегодня имеем, - отметил Горбунов. - Что мы сохраняем рабочие места, загрузку, что мы будем платить в бюджет области и федерации налоги, в конечном итоге - что мы не прекращаем свое существование, - вопреки всем опасениям - из-за 1 апреля 2016 года.

По словам топ-менеджера «Автотора», отмена таможенных льгот могла поставить бизнес не только «Автотора», но и всей Калининградской области в экономически неоправданные условия. Однако в итоге было принято решение о выделении из федерального бюджета субсидий на поддержку рынка труда, которые, по сути, компенсировали компаниям потери от отмены таможенных преференций. В этом году субсидий будет выделено на 66,7 млрд рублей. Некоторую часть из этих денег получит «Автотор».

В этом году калининградская компания, по словам Валерия Горбунова, планирует, как минимум, не ухудшить показатели прошлого года, то есть собрать около 90 тысяч автомобилей. Возможно, ближе к лету появятся новые партнеры – сейчас идут переговоры с четырьмя мировыми автопроизводителями. Что касается такого масштабного проекта как автокластер, то его реализация сдвигается на два года. Первый завод, если не произойдет каких-то больших, в том числе политических потрясений, будет запущен в 2018 году. 

 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы