Экономика

Правосудие по-краснодарски

Судебный беспредел в Краснодарском крае продолжает поражать своими масштабами. Кубанскому предпринимателю Виктору Шкарупе грозит до 10 лет лишения свободы за то, что он отказывается идти на мировое соглашение с замдиректора муниципального предприятия, который незаконно отсудил у его фирмы почти 6 миллионов рублей, а теперь пытается посадить. Уголовное дело тянется второй год. Предпринимателя никто не слышит – прокуратура и все вышестоящие инстанции отделываются отписками и спускают всё на места. На районном уровне – полное игнорирование. Последняя надежда бизнесмена – привлечь внимание СМИ и общественности.

В качестве оплаты – дело

Эта история началась в 2014 году. Заместитель директора муниципального унитарного предприятия МКУ «Горжилхоз» Филипп Чирков решил построить себе дом и крытый бассейн во дворе. За помощью он обратился к строительной компании ООО «Про-Микс Строй», коммерческим директором и одним из учредителей которой является Виктор Шкарупа.

Сначала заказчик предлагал исполнителю начать работы без выплат, а расчёт получить квартирами в Анапе. Виктор Шкарупа на такие сомнительные условия не пошёл, и стороны подписали договор, в котором было чётко прописано, что «Про-Микс Строй» приступит к работам только тогда, когда Филипп Чирков перечислит аванс на счёт компании, либо внесёт деньги в кассу. Деньги на счёт и в кассу так и не поступили, поэтому «Про-Микс Строй» не стала приступать к работам. Казалось бы, история на этом должна была закончиться, но нет. Некоторое время спустя Виктор Шкарупа узнаёт, что в отношении его компании заведено гражданское дело – с них требуют 6 миллионов рублей за некачественно выполненные работы.

Когда ещё стороны только договаривались об условиях сделки, «Про-Микс Строй» собиралась нанять на фасадные работы субподрядчика – компанию ООО «Камелот-Стоун», которая специализировалась на этих работах. Виктор Шкарупа познакомил Филиппа Чиркова с директором этой компании, Валентином Кудрявцевым, и предупредил, что это субподрядчик.

Валентин Кудрявцев решил перехватить заказчика и обратился к Чиркову напрямую. Он боялся потерять заказ и поэтому согласился на все условия, которые тот ему предложил. Не заключая никакого письменного договора, на одних лишь устных договорённостях он начал выполнять строительные работы. Позже отец Филиппа Чиркова передал Валентину Кудрявцеву доверенности на продажу двух квартир в Анапе и взял с него две расписки по 2,2 миллиона рублей. Сам Филипп Чирков под две расписки передал Валентину Кудрявцеву 1,5 миллиона рублей и 400 тысяч рублей.

Валентин Кудрявцев начал стройку, но смог продать только одну из квартир. Документы на оставшуюся квартиру он отдал Филиппу Чиркову, но тот ему расписки не вернул. Таким образом, у заказчика на руках оказались четыре расписки на 6,3 миллиона рублей и доверенность на право продажи оставшейся квартиры.

Филиппу Чиркову не понравилась работа Валентина Кудрявцева, и он обратился в суд для того, чтобы вернуть деньги, но не с Валентина Кудрявцева, а с компании «Про-Микс Строй». В суде он заявил, что именно Виктор Шкарупа убедил его передать деньги Валентину Кудрявцеву якобы для «Про-Микс Строя».

И, несмотря на то, что между Валентином Кудрявцевым и компанией «Про-Микс Строй» нет никакой связи, суд вынес положительное решение, и с компании Виктора Шкарупы взыскали почти 6 миллионов рублей.

– Контракта между компанией ООО «Про-Микс Строй» и компанией ООО «Камелот-Стоун» по данному объекту не было. Кудрявцев никогда не являлся сотрудником компании. Этому человеку никогда не выдавались никакие письменные доверенности от компании, не было устных указаний получать от кого-либо деньги от имени компании. Но суд почему-то посчитал его сотрудником нашей компании, и с нас взыскали деньги, хотя никаких доказательств того, что он имеет отношение к «Про-Микс Строй», нет. Судебное решение вынесено со слов одного истца, без доказательств, – говорит Виктор Шкарупа.

Впрочем, и сам Валентин Кудрявцев понёс финансовые потери – с него взыскивают 2,2 миллиона рублей за проданную квартиру. Оказалось, он ошибочно написал расписки: доверенность на право продажи квартиры ему выдал отец Филиппа Чиркова, а денежные расписки он написал на самого Филиппа Чиркова. К тому же одну расписку ему не вернули.

Благодаря всем этим махинациям, замдиректора «Горжилхоза» Филиппу Чиркову в общей сложности удалось выиграть уже более 10 миллионов рублей.

– С компании «Про-Микс Строй» по суду взыскано 5,8 миллиона рублей. Сам Кудрявцев вернул Чиркову оборудование на 640 тысяч рублей. Со слов Кудрявцева, он выполнил работы более чем на 2 миллиона рублей. Помимо этого, он взыскивает с Кудрявцева деньги за проданную квартиру – 2,2 миллиона рублей. В итоге получается 10,6 миллиона рублей, – перечисляет Виктор Шкарупа.

По гражданскому делу «Про-Микс Строй» подавала апелляцию и кассацию, обращались в Верховный суд, но ни по одному вопросу и жалобе не было дано ответа по существу, были только отписки.

Уголовное дело – в качестве бонуса

Но и этого Филиппу Чиркову оказалось мало. Чтобы окончательно отбить у предпринимателей желание вернуть свои деньги, он пишет заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Виктора Шкарупы и Валентина Кудрявцева, обвиняя их в мошенничестве.

– Думаю, Шкарупу хотят полностью деморализовать, чтобы он прекратил любую борьбу. Если на несколько лет человека упечь в лагерь, то после этого ни он сам, ни его предприятие не смогут ничего сделать, – объясняет адвокат Московской коллегии адвокатов «Московские поверенные» Александр Шутов, защищающий интересы Виктора Шкарупы.

По словам адвоката, сам Филипп Чирков не скрывает своих мотивов.

– Когда в кулуарах Шкарупа спросил Чиркова: «Почему ты на меня наехал? Почему ты не хочешь взыскать это с Кудрявцева, если считаешь, что он виноват?» Ему на это Чирков очень просто ответил: «Потому что ты работаешь в приличной компании, с этой компании можно что-то взыскать, а что можно взыскать с компании «Камелот-Стоун», которая всё время балансирует на грани банкротства?» Вот и всё, причина очень простая. А дальше что, дальше, видимо, нашли возможность кого-то заинтересовать, чтобы было вынесено такое, абсолютно незаконное решение, – рассказывает защитник Виктора Шкарупы.

Преступление, которого не было

Сначала Филиппу Чиркову отказывали в возбуждении уголовного дела, он этого добился лишь с третьей попытки. Старший следователь СК по Центральному округу Краснодара Арамаис Казарян возбудил уголовное дело по части 3 статьи 159.4 УК РФ (по ней обвиняемому грозило до 1 года лишения свободы), но после того, как эта статья утратила силу, переквалифицировал дело. По части 4 статьи 159  УК РФ предпринимателю грозит до 10 лет лишения свободы.

По словам адвоката, уголовное дело не должно было быть возбуждено, потому что в данном случае отсутствует событие преступления.

– По этой причине первоначально и было отказано в возбуждении уголовного дела. Можно было бы даже отказать не за отсутствием состава преступления, а за отсутствием события преступления, потому что не было преступления как такового, – отмечает Александр Шутов.

Даже действия Валентина Кудрявцева не образуют никакого состава преступления.

– Все, что сделал Кудрявцев – проявил инициативу и пытался, грубо говоря, урвать подряд у Виктора Шкарупы. На нем висит ипотека, у него малолетний ребенок, он просто пытался заработать. Но и в этих действиях нет состава преступления. Статья 159 предполагает, что человек, который намеревался совершить мошенничество, собирался завладеть чужим имуществом и при этом ничего не передать взамен и не оказать никаких услуг. В нашем случае Кудрявцев добросовестно на протяжении почти полугода строил дом Чиркова. Он купил стройматериалы, нанял нескольких прорабов и рабочих, которые выполнили работы больше, чем на 2 миллиона рублей. Когда большая часть работ была сделана, заказчик вдруг заявил, что ему всё не нравится, что работу придётся переделывать, и прогнал рабочих с объекта. На самом деле ему никто ничего не переделал, за исключением каких-то мелочей, – рассказывает адвокат.

Коленопреклоненная позиция

Уголовное дело в отношении предпринимателей было возбуждено 18 декабря 2014 года, но сам Виктор Шкарупа узнал об этом только спустя 4 месяца – в середине апреля 2015 года. По словам адвоката, с самого начала следствие занимало обвинительную позицию.

– Система коленопреклоненной позиции перед потерпевшим была на протяжении всего предварительного следствия. Как только проводились какие-то следственные действия, в тот же день, а иногда в тот же час потерпевшему докладывали: «мы назначили экспертизу», «не хотите ли ознакомиться с этим», «не хотите ли заявить какое-то ходатайство» – и так далее. И все этого были лишены на протяжении всего предварительного следствия наши подзащитные – Шкарупа и Кудрявцев. Невооруженным взглядом было видно, на чьей стороне было следствие, – рассказывает Александр Шутов.

– В моей практике это уже третье краснодарское дело. И каждое дело связано с тем, что правосудие, так сказать, по-краснодарски к одним относится очень хорошо, а других загоняет в угол, – отмечает адвокат.

Обвинения на словах

Все обвинения, выдвинутые в адрес Виктора Шкарупы, не имеют доказательств. Когда предпринимателю удалось ознакомиться с материалами дела, выяснилось, что директор «Камелот-Стоун» дал ложные показания против него.

– Кудрявцев заявил, что передал мне 500 тысяч рублей на закупку оборудования. Во-первых, данный факт опровергает человек, который это оборудование поставил. Во-вторых, со слов Кудрявцева, он передал мне деньги 8 марта 2014 года, но у меня есть алиби. В этот день я находился на Паралимпийских играх в Сочи. Мы предоставили следователю фотографии, распечатали время создания снимков, а также ходатайствовали сделать запрос в службы безопасности Олимпийских игр, чтобы по паспорту болельщика определить, был я там или нет, – рассказывает Виктор Шкарупа.

Позже на очной ставке у следователя Кудрявцев признался, что дал ложные показания под давлением Чиркова. В тот момент шёл суд по проданной квартире: сделку по продаже признали недействительной, и Кудрявцев был обязан вернуть вырученные за неё 2,2 миллиона рублей. Он надеялся, что, если даст нужные показания, Чирков от него отстанет.

Осталось без доказательства и обвинение самого Филиппа Чиркова.

– Чирков заявил следователю, что 9 апреля, когда Кудрявцев получил очередную порцию денег, Чирков лично приехал ко мне в офис и сообщил, что передал Кудрявцеву деньги. На этот день у меня тоже есть алиби: 9 апреля у меня день рождения, сотрудники компании подтвердили, что в этот день я был в офисе очень короткое время, после чего мы всем коллективом отмечали день рождения в ресторане, и Чиркова никто не видел, – вспоминает предприниматель.

Несмотря на то, что пазл не сходится, дело не прекращают. Филипп Чирков, по словам Виктора Шкарупы, человек достаточно влиятельный – имеет деньги и хорошие связи.

– Из разных источников слышал, что он отвечает за распределение определенных финансов на ремонт по жилищно-коммунальному хозяйству в Краснодаре. Это бюджетные деньги, и деньги немалые. Он бравирует связями в управлениях в Следственном комитете края, знакомствами с высокопоставленными судьями края. Обо всем, что со мной происходит, Чирков мне говорил заранее. В частности, наперед объявлял, какое будет решение полиции, следователя и суда. По информации, он выпускник кубанского юридического вуза, кто-то из судей вместе с ним учился. Сам он кандидат юридических наук, то есть хорошо подкован в этих вопросах, – рассказывает он.

– Но прямых доказательств коррумпированности у нас нет, кроме того, что сам товарищ Чирков в присутствии следователя бравировал своими знакомыми, заявляя, что у него уже всё решено с судьями. Причем, сам следователь Казарян говорил: «Да, помиритесь вы с Чирковым, отдайте ему ещё 2 миллиона рублей, и мы закроем дело», – говорит предприниматель.

И в случае с уголовным делом во всех вышестоящих органах была нулевая реакция.

– Мы писали жалобы руководителю отдела СК района, руководителю СК края, прокурору района, прокурору края – получили отписки. Была жалоба к руководителю СК РФ Бастрыкину, там нашу жалобу передали в СК ЮФО, из ЮФО скинули жалобу на СК края, где отписались, что на жалобу ответит СК района. Это уже будет третий ответ от района, выше района никто ответы на жалобы не дает, – сетует предприниматель.

Вопрос чести

Сейчас у Виктора Шкарупы задача номер один – добиться прекращения уголовного преследования. Вопросами по гражданскому делу будут заниматься уже юристы «Про-Микс Строя». Компания будет пытаться вернуть 5,8 миллиона рублей. И дело здесь не только в деньгах, но и в репутации.

– Замять всё это можно было ещё вчера. Чирков предлагал подписать мировое соглашение при условии, что мы согласимся с тем, что проводили работы, и откажемся от денег, которые с нас взыскали. Естественно, мы на это не пошли и не пойдём, потому что помимо денег, это ещё и престиж компании. Когда заказчики узнают, что с компании за невыполнение обязательств снимают такие суммы, это не то, что антиреклама, это отпугивание. Мы уже потеряли несколько заказов из-за этой истории, – рассказывает предприниматель.

По словам адвоката, теоретически деньги можно вернуть, но сделать это будет очень сложно, «особенно в Краснодаре».

– С точки зрения судебных процедур, это очень сложно. Компания Шкарупы прошла все возможные инстанции – обжаловала решение суда в апелляционном порядке, обжаловала в кассационном порядке, затем в Верховном суде – и везде ей отказали. Для юристов тут всё понятно: после таких обжалований прямого варианта отмены незаконного решения нет. Нужно искать сложные комбинации. Например, можно попробовать отменить решение суда «по вновь открывшимся обстоятельствам», но это непростая схема, займет много времени и энергии, – поясняет он.

Судебная безысходность

Судебная система в России выстроена таким образом, что получить адекватную реакцию из вышестоящей инстанции почти невозможно. Александр Шутов объяснил нам, почему так происходит.

Когда дело слушается в суде первой инстанции – в районном суде – всеми материалами занимается сам судья: смотрит материалы, выслушивает мнения сторон, принимает новые доказательства и, в конце концов, сам принимает решение. Всё это делает человек, который худо-бедно имеет какой-то опыт работы. Если не считать того, что этот человек иногда может быть заинтересован в исходе дела, то теоретически он способен разобраться во всех этих делах.

Далее – апелляция, это уже краевой уровень. Несколько судей в течение одного дня выносят порядка 20-30 постановлений по обжалуемым делам. Но невозможно в течение одного рабочего дня досконально обработать такое количество гражданских дел. Они смотрят документы поверхностно, тексты постановлений пишут помощники судей, сами судьи к этим текстам даже не прикасаются, только дают ориентиры.

Затем идёт кассация, тоже краевой уровень. Здесь у судей уже есть возможность вообще не прикасаться к делу. Жалобы попадают даже не помощникам судьи, а к консультантам, которые готовят формальные отписки: «Основания для рассмотрения в суде кассационной жалобы и истребования материалов дела отсутствуют». Это происходит в 95% случаев.

В Верховном суде РФ дела обстоят еще хуже. Там работает порядка 200 судей, из них примерно половина – по гражданским делам. У них в аппарате – масса консультантов: это девочки и мальчики, которые не так давно закончили юридические вузы, и, возможно, это их первая работа по специальности. В итоге на выходе – точно такая же отписка, как и в случае кассации. Подписывает все эти бумажки судьи – каждый день им на стол кладут стопочки из 200-300 проектов определений, которые они, как говорят юристы, «подмахивают».

– У меня есть приятель – член ростовского областного суда. Я его спрашиваю: «Как вы можете совершенно невразумительные решения оставлять в силе?» А он мне говорит: «Мы рассматриваем в день по 25 дел, нас трое судей, каждый из нас может максимум отменить только по одному решению». Если в суде апелляционной инстанции судья оставляет решение в силе, то текст пишет помощник судьи, а если он отменяет решение, то обязан написать текст сам, но судья не может написать 10 решений в день. Ведь помимо того, что пишет решения, он ещё и в зале судебных заседаний сидит, а там он писать не может. У судей физически нет возможности отменить или изменить все незаконные решения суда первой инстанции. Что касается Краснодарского края, там все еще хуже – там серьезные проблемы с заинтересованностью самих судей, –резюмирует адвокат.

Предварительное следствие по делу Виктора Шкарупы уже закончено, документы направлены в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Сейчас возможно несколько вариантов. Дело могут направить в суд для рассмотрения по существу, либо вернуть на стадию предварительного следствия для исправления недочётов, либо прекращения дела.

На справедливое решение сам предприниматель уже не надеется.

– Только СМИ и общественные организации могут на всё это как-то повлиять. Нужно привлекать прессу и общественность – другого выхода я не вижу, – говорит напоследок Виктор Шкарупа.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы