Аналитика

Хочешь накормить человека? Дай удочку, а не рыбу...

Не оскудеет рука дающего?

Благотворительность-благо ли?В мире последние несколько десятилетий сильно увеличилось число благотворителей и меценатов. Сложно сказать, что послужило тому причиной, однако, среди основных многим видится растущая пропасть в доходах самой привилегированной части общества и его обывателя, а также повышенная информированность общества, как о судьбе слабых и обездоленных, так и о благотворительных фондах, спасающих жизни.

Может быть, именно это и сподвигло Уоренна Баффета,  известного не только своей уникальной возможностью преумножать своё состояние миллиардами из воздуха, но и стремлением помочь ближним, и Билла Гейтса,  экс-главы корпорации «Майкрософт», отошедшего от больших дел и занявшегося благотворительностью, организовать Фонд The Giving Pledge («Клятва дарения»).

Фонд объединяет несколько десятков миллиардеров и примкнувших к ним миллионеров (состояние которых исчисляется сотнями миллионов), которые объявили своей целью помочь страждущим, неимущим, больным и другим людям, состояние которых не может не вызывать ничего, кроме сострадания. Совсем недавно среди участников благотворительной программы The Giving Pledge появился, наконец, и первый российский миллиардер. Им вполне ожидаемо стал Владимир Потанин, уже не раз заявлявший о своём стремлении потратить немалый собственный капитал на "добрые дела".

Нельзя сказать, что раньше такого понятия, как благотворительность, или, если угодно, меценатства, не существовало. Более того, философский словарь утверждает, что подобного рода деятельностью занималась ещё знать Древнего Рима и Греции. Правда, в числе причин там указывается банальное желание богатеев снизить градус общественного напряжения и стремление их же снискать дешёвой славы у черни, дабы предупредить всяческие бесчинства. (Как можно предположить, «патрициями» современной России такая вероятность развития ситуации исключается).

Позднее, как известно, наступили тёмные времена и о помощи ближнему можно было говорить только, если уж он очень близкий и не помочь ему - значило навлечь на себя гнев рода. Но подобное безобразие длилось не более тысячелетия. А в след за этим началось, как известно, Возрождение. Возродились и традиции меценатства. Правда, теперь они приобрели несколько другой оттенок. Состоятельные личности и, в первую очередь, правители, периодически одаривали своих подданных, однако не искали у них поддержки, больше полагаясь на проверенную силу убеждения оружием.

Вот кто не мог в повседневности открыто пользоваться методом принуждения, так это церковь. Тут и пригодилась возможность помощи сирым да убогим. Более того, клирики пошли дальше, вознеся нищенство до уровня благодетели и обещая всяческие божественные бонусы подающим в дни праздников (в остальные дни попрошаек все так же презирали). Милостью же властных особ всё чаше пользовались художники, музыканты и, порой, учёные (если их до этого, опять же из благих помыслов, не предавали анафеме).

Приход капитализма ознаменовался всеобщим очерствением и господством ценности накопления над любой другой. Церковь в это время тоже образумилась и приняла соломоново решение о том, что лучше непосредственно облагодетельствовать её, а там уже видно будет - монастырь построить, или приютить в нём несчастных. Взамен обещалась протекция в мире ином и вечная память.

Тем не менее, становление института меценатства в его современном понятии произошло непосредственно во времена первоначального накопления капитала. Именно тогда появились люди, обрящие богатство в пределах одного-двух поколений и прекрасно знающие цену деньгам. Некоторые из них, уже поняв, что воспоминания больше оставляют не сами богатства, а скорее их разумное применение, начали вкладывать средства в проекты, не сулящие непосредственной отдачи и письменных индульгенций. Будучи скептически настроенным к капитализму в целом, Карл Маркс в своё время писал, что миллионщики стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими, лишь возвращая "эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву".

Но вот совсем недавно появился относительно новый   вариант, согласно которому часть наследства передаётся в управление некоммерческому фонду с сохранением небольшого довольствия в семье. Например, таким путем пошел постсоветский миллионер Владимир Потанин, став, как отмечалось выше, одним из членов «The Giving Pledge». Чем не вариант?  Почему этот вариант назван «относительно» новым? Да потому, что российская земля на протяжении всей своей истории славилась меценатами. Навсегда сохранятся в памяти народной их  имена: Морозов, Савва Тимофеевич (1862-1905); Третьяков, Павел Михайлович (1832-1898); Тенишева, Мария Клавдиевна (1867-1928); Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918); Козьма Терентьевич  Солдатёнков (1818-1901).

В массе своей российские торговцы, промышленники и банкиры не принимали активного участия  в общественно-политической жизни страны. Но наиболее яркие представители отчётливо осознавали важность общественной деятельности. Этих людей отличало глубокое национальное самосознание, сознание взаимосвязи между общественным и личным богатством, жажда деятельности на общественно полезной почве. Помимо предпринимательства  многие деловые люди занимались общественной работой, с гордостью носили знаки отличия, высочайше дарованные Его Величеством за служение Отечеству. Например, такие представители купечества, как Н.А.Алексеев, Т.С.Морозов, С.А.Лепешкин, Н.И.Гучков, А.А.Мазурин.

В настоящее время государство взяло на себя роль регулятора отношений между слоями общества и само стремится уравновесить противоречия. Всё чаще можно слышать, что благотворительность не сегодня-завтра станет примером человеколюбия, и будет не каким-то исключительным явлением, а проникнет во всё многообразие общественных отношений. И действительно, никого уже не удивляет, что очередной миллиардер вступает в клуб таких же миллиардеров, заявляющих о готовности растратить всё до копейки во благо добра.

Естественно, кое-кто вспомнит, что тот же Владимир Потанин был одним из инициаторов достопамятных залоговых аукционов, без всяких «но» ставших краеугольным камнем последующего растягивания бывшей социалистической собственности по немногочисленным карманам. Однако стоит признать и другое. Находясь под надёжной защитой государства и оффшоров, он, как многие иже с ним, мог не говорить о своём намерении оставить ВСЕ свои средства на благотворительность. Кто может с точностью заявить, у кого, сколько и где отложено на «чёрный день»?

Допустим, в его случае сыграл немаловажную роль принцип, который он озвучил одновременно со своими намерениями отдать миллиарды. Напомним, в конце прошлого года он заявил в журнале Форбс, что "если вы хотите сделать ребёнка счастливым, дайте ему миллион, но если хотите погубить - дайте миллиард". Забота о детях. Этот мотив уже более понятен каждому. Пусть и оригинален. Ну, а как же насчёт осчастливленного ребёнка? Он получит что-то в виде наследства? А если ребенок не один, а супруга, а другие  ближайшие родственники?

Но что же движет другими на совершение подобного благородного поступка? На этот вопрос тоже есть более или менее ясный ответ. Задавшись им, журнал «Форбс» провёл опрос среди десятков миллиардеров и миллионеров по всему миру. И выяснилось, что главной причиной для аналогичной, или, всё же стоит признать, чаще меньшей, расточительности являются личные убеждения - так ответили 76% опрошенных. Правда, остальные ответы тоже удачно вписываются в личные убеждения - вера (36%), чувство социальной ответственности (35%), семейные традиции (32%) и желание оказать поддержку обществу (31%).

Ответы более чем расплывчатые и взаимозаменяемые. Для поощрения «личных убеждений» во многих странах, как ни странно, и в России, для благотворительных организаций существуют значительные налоговые льготы, да и для дарителей. Что тоже в принципе, можно считать убедительным доводом.

Так или иначе, понять истинные причины каждого отдельного филантропа трудно, даже если опрашивать каждого и с пристрастием. Возможно, среди «акул бизнеса» есть истинные человеколюбцы, стремящиеся к всеобщему благоденствию. Но даже и из этой категории благодетелей мало, кто готов отказаться от ВСЕХ привилегий, даруемых состоянием, ограничиваясь осторожным разделением среди множества небольшой его части.

Но настоящим достоянием современности и истинным его достижением становится благотворительность не миллиардеров, а простых граждан, которые, не будучи обеспеченными сами, ограничивают себя в чём-то, чтобы добровольно продемонстрировать свою помощь, когда она просто необходима другим людям. При этом, неважно, где нуждающиеся в помощи проживают: в твоей стране или далеко за её пределами.

Это признак настоящего, взрослого общества. В последнее время, даже несмотря на препоны со стороны государства, и в нашей стране начинает зарождаться волонтёрское движение, благотворительные фонды. Чего стоит только помощь в Крымске после наводнения, прошедшего там этим летом. В ту пору обычные граждане своими силами сделали не меньше, а может и больше, чем государство. Хочется искренне верить, что подобный порыв найдёт своё дальнейшее продолжение и развитие.   

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...