Таможня

ФТС призналась, что упустила полмиллиарда бюджетных денег

На едином портале проектов нормативных правовых актов Федеральная таможенная служба опубликовала текст предлагаемого законопроекта, который, в случае принятия, позволит таможенному ведомству списать безнадёжную к взысканию задолженность, накопившуюся до 2014 года. По информации, содержащейся в пояснительной записке Федеральной таможенной службы (ФТС) к законопроекту, размер этой задолженности составляет полмиллиарда рублей.

В 2014 году в Гражданский кодекс РФ была включена статья 64.2, в соответствии ‎с которой исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) влечёт правовые последствия, предусмотренные законодательством в отношении ликвидированных лиц. Данная норма дала таможенным органам возможность после принятия всех предусмотренных законодательством мер по взысканию недоимки признавать безнадёжной к взысканию и списанию задолженность по уплате таможенных платежей, пеней и процентов, числящуюся за такими недействующими юридическими лицами, потому что невозможно взыскать долг с юридического лица, которого уже фактически не существует.

«Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы, - это отсутствие возможности сокращения сумм задолженности юридических лиц, фактически прекративших деятельность и официально признанных ликвидированными, как за счёт взыскания данной задолженности, так и за счет признания ее безнадёжной к взысканию и списания», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Однако после вступления изменений в ГК РФ в силу, таможенные статисты выяснили, что списать задолженность можно только в отношении тех юридических лиц, которые исключены из ЕГРЮЛ после 1 сентября 2014 года. Но при этом у таможенных органов есть и задолженность по уплате таможенных платежей и пеней со стороны организаций, исключенных из ЕГРЮЛ как недействующих до 1 сентября 2014 года. Эта «несгораемая» сумма и дала повод таможенному ведомству  инициировать «поправки в поправки» к ГК РФ. Предлагаемый ФТС законопроект призван распространить действие положений пункта 2 статьи 64.2 ГК России на правоотношения, связанные с начислением, взысканием, признанием безнадежной к взысканию и списанием задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов, возникшие до 1 сентября 2014 года.

Таким образом, ФТС хочет чисто технически избавиться от накопившейся задолженности, которая, как бельмо на глазу, висит в базе и портит ведомственную статистику.

«Я вижу как раз позитивный момент в том, чтобы распространить действие этой нормы на отношения, возникшие до 1 сентября 2014, - говорит партнер адвокатского бюро «Огородников и Партнеры» Екатерина Марьянкова. − Во-первых, это позитивно для отчётности самой таможни (списать долг после принятия таможенным органом всех мер взыскания, предусмотренных законодательством). Аналогия есть и в коммерческой деятельности, и бухучёте. Во-вторых, собственники и руководители таких юридических лиц также могут быть спокойнее – если долг будет признан безнадёжным, то, полагаю, исключается возможность привлечения их к субсидиарной ответственности по долгам организации».

Тем не менее, ФТС, по сути, признаётся в двух моментах: первый – это, как мы уже указали, безнадёжная утрата 500 миллионов рублей бюджетных средств, а второй – таможенная служба, несмотря на весь тот огромный инструментарий, которым обладает (арест товаров, арест счетов, оперативно-розыскная деятельность и так далее), не в состоянии эффективно работать с должниками до того, как они прекращают свою деятельность, что, кстати, говорит и о крайне низком уровне борьбы с фирмами однодневками. При этом остаётся ещё один, видимо, риторический  вопрос: а действительно ли эту задолженность в полмиллиарда рублей невозможно взыскать? Действительно ли ФТС приложила все силы и исчерпала все возможности по возврату в бюджет огромной суммы денег? К сожалению, мы не знаем, где будет правильным поставить запятую во фразе про 500 миллионов рублей «взыскать нельзя списать», но, по крайней мере, ФТС уверена: «разработка законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации».

В случае, если законопроект успешно пройдёт все процедуры принятия, то его вступления в силу можно ожидать в январе 2017 года

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы